Звонок поступил в редакцию «Фонтанки» из Фрунзенского района. Рядом со станцией метро «Международная» продается дешевый творог. И все бы ничего, но этот творог горит, как факел. И при этом плавится. А порядочный творог так себя вести не должен. В редакции изумились — и отправили на «Международную» десант с заданием повторить опасный эксперимент.
В автолавке, уютно примостившейся в арке жилого дома на Бухарестской улице, съемочная группа «Фонтанки» приобрела два образца. Ценники сообщали, что это «Творог Славянский, 5%» и «Творог Псковский, 9%». Цена ласкала глаз: 105 и 115 рублей за килограмм. Продавец подтвердила очевидное: обычно к вечеру местные жители раскупают все.
«Но вы же понимаете, что, судя по цене, это не настоящий творог», – предупредила продавец. И без возражений выдала сертификат, прилагавшийся к «Славянскому» и «Псковскому». Оказалось, что производитель — ООО «Лев-Толстовский молочный завод» – не придумывает отдельных имен каждому своему продукту, а выдает документы чохом на всю линейку – «творожный продукт «Фермерский» с массовой долей жира 4 – 35%». Таким образом, «творог «Псковский» не имеет никакого отношения ни к Пскову, ни к творогу. И ГОСТы на него не распространяются. Тем не менее согласно ТУ молочного жира даже «творожном продукте» должно содержаться не менее 50%.
Чтобы проверить слова читателя, была использована туристическая газовая горелка и пара столовых ложек. Эксперимент провели прямо во дворе дома, у которого встала на якорь автолавка.
Творожный продукт «Фермерский» 5-процентной жирности под действием высокой температуры подымил с легкими нотами пластика и скукожился. Его 9-процентный собрат отреагировал радикальнее. С минуту он испускал густой белесый чад, не хуже дымовой шашки, отплевывался белыми крупинками, а потом вспыхнул — без прямого контакта с огнем. Горел «творожный продукт» задорно и долго, с устойчивыми и высокими язычками пламени. В процессе горения превращался в черную маслянистую жидкость с отнюдь не молочным химическим запахом. На пятой минуте этого завораживающего зрелища из окна квартиры в верхних этажах дома раздался голос сердитой старушки: «Что это вы тут жжете?!»
«Творожок...» – ответил корреспондент «Фонтанки», пугаясь собственного признания. «А разве творожок горит?» – удивилась невидимая старушка. Но больше вопросов не задавала.
На десятой минуте эксперимента съемочная группа решила не искушать судьбу и затушила «творожок». На испытательной ложке застыла бурая лаковая пленка.
Начальник отдела контроля качества продукции по обращениям потребителей СПбГУ "Центр контроля качества" Лариса Шаповалова выслушала историю о подозрительном «твороге», оказавшемся по документам «творожным продуктом», и отметила, что ни нагревание, ни сжигание не может считаться способом его проверки. Выяснить что-либо наверняка можно только в лабораторных условиях. Но лаборатория сможет определить только процентное соотношение молочных и растительных жиров. Выяснить, что именно использовал производитель в качестве суррогата, смогут разве что в специализированной лаборатории Института питания РАМН в Москве.
«Фонтанка» обратилась в аккредитованную испытательную лабораторию пищевых продуктов, сырья и материалов ФГУ "Тест-С.-Петербург". Здесь проверяют качество практически всего — от подгузников до автомобильного топлива. И 50-граммовый образец «Творога «Псковского» 9%-ного» проанализировали менее чем за 8 часов. Идентификация жировой основы показала, что продукт на 100% состоит из заменителей молочного жира. То есть не является даже «творожным продуктом».
Автор рецептуры горючего «творожка» – ООО «Лев-Толстовский молочный завод» – функционирует в Липецкой области с 1961 года. Портал «Деловая сеть – Тула» сообщает, что его продукция активно продается во многих регионах страны. Кроме Петербурга, в перечень попали Москва, Тверь, Орел, Нижний Новгород, Пермь, Брянск, Саратов, Омск и Челябинск. |