В Госдуме рассматриваются два проекта, которые повлияют на их работу: документ об «исполнителях общественно полезных услуг» и поправки к закону «О некоммерческих организациях», конкретизирующие понятие политической деятельности. Судя по настрою и заявлениям депутатов, жизнь социально ориентированных НКО может измениться уже осенью.
Споры вокруг первого проекта касаются нормы о том, что исполнителем общественно полезных услуг нельзя признать НКО, внесенные в реестр иностранных агентов. А второй приравнивает благотворительную деятельность к политике, из-за чего едва ли не все существующие в России фонды и организации будут признаны иностранными агентами.
Согласно ныне действующему законодательству, иноагент — это организация, занимающаяся политической деятельностью, получающая «денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства». Решение о занесении в особый реестр принимается по совокупности признаков. И до сих пор российские благотворительные фонды не волновались, получая медикаменты от зарубежных фирм или пожертвования от граждан, к примеру, Германии или Великобритании. Теперь повод для беспокойства есть — в новом законопроекте понятие «политическая деятельность» трактуется настолько широко, что иноагентом можно стать даже за запись в блоге, оценивающую работу любого государственного ведомства.
В думском проекте о внесении изменений в закон «О некоммерческих организациях» под политической деятельностью понимаются: участие в организации и проведении собраний, дискуссий и выступлений; обращения к органам власти и их должностным лицам; попытки влиять на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов; оценка решений государственных инстанций и ее распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий; проведение и обнародование опросов общественного мнения или иных социологических исследований.
20 апреля Госдума одобрила законопроект в первом чтении. Когда его окончательно утвердят, руководители и сотрудники фондов больше не смогут приходить на прямые линии президента с вопросами о реанимационных отделениях или о детях-аутистах, отправлять письма в министерства с просьбами помочь инвалидам, сиротам, малоимущим старикам и многодетным семьям…
Что произойдет дальше, «Новой» рассказали (возможно, в последний раз оценивая действия государства) руководители благотворительных организаций. И, конечно же, мы выслушали точку зрения депутатов и сторонников парламентских инициатив.
«Такая поддержка нам не нужна»
Член Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Вероника Крашенинникова:
— Предлагаемое депутатами определение политической деятельности исключает из него «благотворительную деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества». Но российские борцы за иностранное финансирование выставили передовым звеном именно благотворителей, и в особенности фонды известных артистов, занимающихся лечением детей. Удивительно, что на слушаниях в Общественной палате не было ни одной организации из реестра иностранных агентов Минюста — а их там 125, зато были плотные ряды благотворителей. Иностранные агенты используют для прикрытия детские благотворительные организации — и это весьма подленько с их стороны.
Социальная поддержка также не вошла в сферу политической деятельности — и это крупная ошибка. Иностранные правительственные агентства и неправительственные фонды как раз переориентировались с политики на социальную сферу — так эффективнее влиять на «умы и сердца». Агентство США по международному развитию, как заявлял на слушаниях в конгрессе ответственный за Евразию руководитель Дуглас Менарчик, согласует свои проекты развития с министерством обороны и Госдепартаментом… И такая поддержка нам, России, точно не нужна. Нужна она отдельным конкретным лицам, которые сейчас заходятся в гневе по определению политической деятельности. О наших пожилых людях, ветеранах и нуждающихся в поддержке должно заботиться российское государство и российское общество.
|