Российский рубль бьет рекорд за рекордом: если в конце 2014 года он обновил максимумы по падению, то в первом квартале 2015-го стал лучшей валютой в мире по росту. Это позволило министру финансов Антону Силуанову объявить, что рубль стал одной из «крепких валют». Объясняем, почему это не так.
Кризис прошел, рубль стал крепкой валютой
Антон Силуанов, министр финансов России: «Пик негатива в экономике России пройден, и рубль стал одной из крепких валют»
На самом деле нет. Действительно, рубль за последние недели сильно укрепился к доллару и евро, но, скажем, если взять последние три месяца, это укрепление выглядит совсем скромным. В конце 2014 года доллар стоил 56 рублей, сейчас — 52. На укреплении валюты сказался эффект низкой базы — спекулянты несколько месяцев назад слишком уж активно продавали рубль и опустили его стоимость до совсем уж низкого уровня.
О том, что рублю далеко до звания «крепкая валюта», свидетельствует даже само подорожание рубля — редко когда «крепкая валюта» может за несколько месяцев опуститься с 33-то до 68 рублей за доллар, а потом откатиться к 54-м. Возможно, Антон Силуанов имеет в виду, что резких скачков рубля в ближайшее время не будет, но и этого Минфин гарантировать не может: стоимость рубля формируется в основном за счет внешних факторов — ситуации на Украине, санкций, цен на нефть. Сейчас эти факторы относительно стабильны, но никто не может поручиться за то, что они не придут в движение.
Наконец, не секрет, что российскому Минфину не нужен крепкий рубль. Россия — экспортоориентированная страна (прежде всего, за счет нефти и газа), и чем ниже курс национальной валюты, тем выгоднее продавать товары за рубеж и тем невыгоднее заниматься импортом. Курс на импортозамещение и выполнение бюджетных обязательств без увеличения госдолга предполагают именно низкий курс рубля...
|