Информационное пространство Крыма за прошедший год изменилось до неузнаваемости. На полуострове почти не осталось средств массовой информации, которые раньше были известны местным жителям. Кто-то из журналистов уехал, кто-то мигрировал целыми изданиями, кто-то, наоборот, приехал. Оставшиеся в Крыму «коренные» журналисты либо сумели переформатироваться под новую реальность, либо, возможно, дорабатывают на полуострове последние дни. Ну и соответственно, став де-факто частью России, Крым разделяет вместе с ней ныне «почетное» 148-е место в Рейтинге свободы прессы, составляемом «Репортерами без границ». С Украиной он был на 22 позиции выше.
Зачистка телеэфира
Захват людьми в военной форме без знаков отличия гостелерадиокомпании «Крым» и Радиотелевизионного передающего центра (РТПЦ) произошел в начале марта 2014 года, вскоре после того, как под контроль российских военных перешли основные органы власти республики. Учитывая недавние признания Владимира Путина о том, что крымская кампания была спланирована, захват телеэфира, похоже, был ее частью. Первым было отключено вещание телерадиокомпании «Черноморская», проработавшей в Крыму 20 лет. На принадлежащих ей передатчиках по сей день вещает телеканал «Россия 24». Через несколько дней из телеэфира были вытеснены и остальные всеукраинские каналы – их частоты также достались российскому телевидению: каналу Минобороны «Звезда», НТВ, Рен-ТВ, «Первому каналу», телевидению Татарстана и другим, тут же были развернуты корпункты некоторых федеральных каналов (большинство без проблем работали в Крыму и ранее).
«Черноморская», однако, не сдавалась и предприняла несколько попыток выяснить, в чем дело, и вернуться в эфир. Руководство РТПЦ отвечало, что вещание прекращено по «независящим от них причинам». Уже в июне украинские каналы в Крыму пропали из пакетов кабельных операторов, и теперь желающие могут посмотреть их только в интернете или по спутнику. Корреспонденты этих каналов после многочисленных случаев нападения на журналистов со стороны «народного ополчения» (с марта по июнь зафиксировано свыше ста таких случаев) стараются не работать в Крыму открыто. Исключение – украинский телеканал «Интер», который работает на полуострове, получив аккредитацию в российском МИДе (на момент аккредитации 29% «Интера» принадлежало российскому «Первому каналу»). Но и это на практике не помогает телеканалу получать комментарии от представителей власти и попадать на заседания правительства республики.
Наиболее часто журналисты подвергались нападениям в марте прошлого года, когда судьба полуострова еще не была решена окончательно. 7 марта во время штурма военной части А-2355 в Казачьей бухте в Севастополе «народное ополчение» жестоко избило журналистов, в том числе съемочную группу телеканала «Интер» и корреспондента «Русской планеты» Павла Никулина. Помимо синяков и ушибов у журналиста Андрея Цаплиенко был диагностирован перелом ребер, корреспондент Елена Механик еще долго отходила от эмоционального шока. На следующий день казаки из общины «Соболь» в центре Симферополя ограбили пресс-поинт Assotiated Press. У очевидцев происшествия тоже отобрали технику, угрожая огнестрельным оружием. Перед самым референдумом 16 марта «спецназ Крыма» обыскал журналистов, проживавших в гостинице «Москва», разбил некоторым технику и отобрал флеш-карты. Сейчас работать стало не намного легче. Например, 14 марта уже этого года в симферопольском парке Тараса Шевченко полицией и «ополчением» был задержан журналист ТВ Polsat News Томаш Кулаковский за то, что брал интервью у активиста с ленточкой цветов флага Украины.
Жители Симферополя во время выступления президента РФ Владимира Путина.
Фото: ИТАР-ТАСС / Валерий Матыцин
Сложности в работе неподконтрольных крымским и федеральным властям СМИ создали ситуацию, когда в России и даже в самом Крыму аудитория ничего не знает о многочисленных обысках и арестах, политических преследованиях инакомыслящих. Вместо этого в эфире транслируются бравурные, но все же сомнительные материалы об экономическом подъеме Крыма, счастливых крымчанах, росте числа туристов втрое (!) и прочих экономических успехах, не подтверждаемых даже официальной статистикой. На «Первом канале» договорились до шторма у берегов Симферополя.
Единственным «старым» крымским телеканалом, который остался в эфире и позволяет себе работать по журналистским стандартам, в том числе сомневаться в успехах местных властей, остается крымско-татарский канал ATR. Несмотря на то что из его эфира давно исчезли дискуссии о юрисдикции Крыма и вся лексика, которую можно расценивать неоднозначно, давление на ATR не ослабевает. После официальных предупреждений туда пришли с обыском, а сейчас власти затягивают с регистрацией. В итоге 1 апреля заканчивается переходный период для СМИ, и телеканал может остаться без эфира. В эти дни проходит телемарафон в защиту ATR, который представляет для крымских татар прежде всего культурную национальную ценность.
Переселение интернет-ресурсов
Первого марта 2014 года в Крыму был захвачен офис Информационного пресс-центра (IPC) и Центра журналистских расследований. IPC много лет предоставлял площадку для публичных дискуссий всем без исключения движениям и политическим силам, а расследования Центра не раз поднимали волну в крымском медиапространстве, раскрывая хищения на госзакупках бюджетных средств. Захват не был согласован с командирами «народного ополчения», и в этот же день здание освободили. Однако вскоре Центру пришлось покинуть много лет арендуемое помещение в симферопольском Доме профсоюзов, а затем его имущество было на полгода арестовано вместе с имуществом телекомпании «Черноморская». После того как сотрудников издания начали вызывать на беседы в прокуратуру и ФСБ, было принято решение переместить редакцию в Киев. Разумность такого решения подтвердили недавние обыски в домах сотрудников Центра.
Этот случай не единичен – в Киев переехало также интернет-издание BlackSeaNews, из Львова работают «События Крыма», покинули полуостров и некоторые независимые журналисты. Интернет-издания, которые все же решили остаться в Крыму, пытаются адаптироваться к новым условиям, но получается не у всех. Например, даже несмотря на то, что Крым покинула часть журналистов керченского сайта Kerch.Fm, руководству удалось его зарегистрировать и продолжить работу. А вот издание QHA (Крымское агентство новостей) так и не смогло получить регистрацию в Роскомнадзоре.
Проблем ни с регистрацией, ни с допуском в органы власти не возникает у тех крымских СМИ, которые с февраля прошлого года активно поддерживали проведение операции по присоединению Крыма к РФ. А лучше других положение у тех, кто был специально для этого создан. Речь идет об агентстве «Крыминформ», руководителем и формальным учредителем которого является бывший главред крымской редакции «Нового региона» Максим Николаенко.
После того как владелец «Нового региона» Александр Щетинин стал открыто поддерживать события на Майдане, крымская редакция почти в полном составе перешла на работу в пропагандистское издание Новостное агентство Харькова (по данным «Новой газеты», оно связано с «Кремлевским поваром» и владельцем компании «Конкорд» Евгением Пригожиным). После этого часть сотрудников устроилась в «Крыминформ», созданное в начале марта 2014 года, «в дни, которые навсегда будут занесены в Историю Крыма и его многонационального народа», как говорится на сайте агентства в разделе «О редакции». С тех пор на площадке «Крыминформ» проходит большая часть пресс-конференций представителей органов власти, а сотрудники издания не испытывают проблем с доступом к информации.
Любопытно, что не так, как хотелось, складываются дела в Крыму у беглого украинского олигарха Сергея Курченко, с именем которого связывают холдинг «Скиф Медиа» (в который входит агентство «Крыммедиа»). Он так и не смог запустить в Крыму печатное издание. Официально – из-за отказа потенциальных партнеров, изданий «Аргументы и факты» и ИД «Коммерсантъ».
Передел радиочастот
Сегодня в Крыму фактически не работает ни одна радиостанция, вещавшая здесь до 2014 года. Изначально радийщикам обещали сохранить за ними частоты согласно лицензиям, выданным Украиной. Однако к Федеральному закону о присоединении Крыма были приняты поправки, и Роскомнадзор в сжатые сроки провел новый конкурс. Бывшие владельцы радиочастот назвали условия его проведения дискриминационными, так как в нужные сроки подготовки документов (перерегистрация и получение вещательной лицензии) уложиться не смогли физически. Но это как-то получилось у фирмы брата бывшего главы Рескоминформа Крыма, государственного «Первого крымского телеканала», и бывшего технического работника радио «Ассоль» (входило в холдинг «Черноморской») Алексея Амелина. Шесть учрежденных им юридических лиц получили столько же частот, сколько все российские вещатели вместе взятые. По данным источников, свои победы в Роскомнадзоре Амелин координировал с крымским вице-премьером, министром информации Крыма Дмитрием Полонским.
Печатные СМИ
С печатными СМИ ситуация сложилась аналогичная. Украинские газеты не возят в Крым уже больше года, часть крымских изданий испытывает трудности с регистрацией. Так, не удалось перерегистрировать газеты «События» и «Авдет». На крымских прилавках вы не найдете «Новую газету», но «Российская газета» продается везде. Традиционно популярна в Крыму газета «Крымская правда», которая окончательно впала в шовинистический угар. Газета Госсовета республики «Крымские известия» трудится на той же ниве – сначала клеймит «пятую колонну» (в том числе и автора этой статьи), а потом жалуется на поток доносов в редакционной почте.
Первого апреля в Крыму завершается переходной период, отпущенный средствам массовой информации для регистрации по российскому законодательству. В условиях, когда остатки независимых изданий и журналистов окажутся фактически вне закона, благоприятных прогнозов делать не приходится – мартовские обыски у журналистов можно расценивать как привет тем, кто остался и пишет в Крыму или о Крыме. Похоже на то, что власти республики все же грезят о полной зачистке информационного пространства. Чтобы, несмотря на то, что на самом деле происходило или происходит на полуострове, о нем говорили либо хорошо, либо никак. |