Открытая Россия представляет мультимедийный проект фотографов Ольги Кравец, Оксаны Юшко и Марины Мориной «Грозный: девять городов». Авторы впервые подробно рассказывают о своем замысле и его воплощении, а также демонстрируют элементы выставки
В ближайшие дни исполняется 20 лет с начала первой чеченской войны. 20 лет с того момента, когда в Грозный вошли федеральные войска и столица Чечни превратилась в руины. В сегодняшнем Грозном почти не осталось памяти о той войне.
Три фотографа – Ольга Кравец, Оксана Юшко и Мария Морина – четыре года снимали там людей и записывали их воспоминания. Получился проект «Грозный: девять городов» – о том, к чему привела война, начавшаяся 20 лет назад. Фотовыставки проходили во многих городах: в Боснии и Герцеговине, Берлине, Токио, Тбилиси, Стамбуле. В октябре 2014-го проект «Грозный: девять городов» получил премию за лучший web-фильм на фестивале военных корреспондентов в городе Байе в Нормандии. Авторам пока не удалось найти ни спонсоров, ни площадку, которая согласилась бы принять эту выставку в России.
Ольга Кравец рассказала Открытой России, как в одном городе уживается девять городов
– Почему проект называется «Грозный: 9 городов»? Ведь вы снимали только в одном городе.
– Да, на самом деле проект про один город – Грозный. В 2009 году мы, три фотографа, – я, Мария Морина и Оксана Юшко – решили, что хотим сделать совместный проект, который будет о самой болевой точке сегодняшней России. Или о самой болевой проблеме. Идея возникла не из-за привязки к месту, а из-за того, что Маша прочитала книгу Торнтона Уайлдера «Теофил Норт», которая предваряется философской концепцией писателя о том, что в каждом городе есть девять слоев существования. После долгих совещаний мы решили, что надо ехать в Грозный и попробовать сделать такой проект.
– Почему именно в Грозный?
– Мне 29 лет. Когда я ходила в школу, я знала, что идет война в Чечне. Потом я поступила в университет, а война все шла. Я окончила университет, а война все шла. Поэтому для меня как для журналиста было очень интересно поработать в Чечне.
В 2009 году как раз отменили режим КТО (контртеррористической операции. – Открытая Россия) и было много официальных заявлений о том, что на землю Чечни пришел мир. Мы решили туда поехать и своими глазами посмотреть, показывают ли нам по телевизору всю правду. Первая часть проекта – «Грозный: Город обычных людей» – это как бы та самая парадная часть.
Это чистые фасады, широкие улицы, самая большая в Европе мечеть, женщины в цветастых длинных юбках и платках с дорогими сумками. И жизнь там кажется совершенно прекрасной. Получается странная вещь: вот среднестатистическому россиянину, например, из Тулы, в течение 15 лет показывали по телевизору, что чеченцы – террористы и их надо «мочить в сортире». И он отправлял на войну своих детей, детей родственников, потому что надо было убивать террористов. А потом без каких-либо объяснений по телевизору ему начали показывать, что в Чечне – самая большая мечеть, самый красивый фонтан и деньги дает Аллах. И в мозгу у этого россиянина произошел коллапс. Как ситуация могла так кардинально поменяться?
Почему все деньги идут в Чечню? У него дом разваливается, дорогу не починили. И это, наверное, еще больше ухудшает наши отношения с чеченцами – когда в «большой» России и маленькой Чечне, которые де-факто одна страна, существует такое разделение Придумывая этот проект, мы хотели с помощью картинок объяснить, что все совсем не так, как показывают по телевизору.
«Грозный: девять городов» существует в трех вариантах. Это интерактивный фильм, где можно смотреть, читать, слушать интервью. У нас есть инсталляция для галерей. Это музыка, фотографии, видео. Зритель сам спускается по этим девяти кругам ада. Мы начинаем с города, который выглядит таким глянцево-красивым для приезжих, а заканчиваем свидетельствами людей, которые прошли через пытки. И об этих пытках говорят не только родственники, но и сами люди, которые выжили.
– Прошли через пытки во время двух войн?
– Наш проект про послевоенную Чечню. И в нашем случае это молодые ребята, которых пытали уже после второй войны. Мы смогли встретиться с этими людьми благодаря правозащитникам из Сводной мобильной группы Комитета против пыток. Ведь в Чечне очень немногие люди готовы открыто говорить о том, что за ними приходили люди Рамзана Кадырова, о том, как их запихнули в багажник, привезли на какую-то базу, где пытали и мучали.
– Назовите другие ипостаси города Грозного.
– Город мужчин и город женщин. Чеченское общество очень сегрегированно, и два мира – мужской и женский – существуют отдельно друг от друга.
Город религии: мы рассказываем об исламизации Чечни в том виде, в каком видит ислам Рамзан Кадыров.
Город нефти: несмотря на то, что ресурсы нефти в Чечне не так велики, слово «нефть» постоянно звучало во время войны.
Кроме того, в каждом военном конфликте главный пострадавший, который никогда не получит никакой компенсации, – это окружающая среда. Есть много исследований, которые показывают, что за последние 15 лет в Чечне произошел огромный рост онкозаболеваний. Специалисты связывают это с последствиями бомбежек, которым подверглись нефтеперерабатывающие заводы. Известно, что испарения горящей нефти провоцируют заболевания рака. Так что Грозный – город нефти; это скорее не про «Роснефть», которая построит там нефтеперерабатывающий завод, – это про людей, жизнь которых изменила эта нефть.
Шестой – город слуг народа. Это люди, которые крутятся вокруг Рамзана Кадырова. Это история про власть в Чечне, которая является зеркалом большой России.
Седьмой – город чужих. По последней переписи населения, 95% населения Чечни – этнические чеченцы. Мы знаем, что после депортации Чечню заселили людьми со всего бывшего Союза, и на момент развала Союза это была одна из самых многоэтнических республик в СССР. Вернувшись из депортации, чеченцы жили в этой республике очень компактно. Когда началась война, в Грозном оставалась небольшая горстка русских людей, которым некуда было идти, и их же бомбила своя русская авиация.
Сегодня для русских в Грозном местом встречи является православная церковь. Туда же ходят и русские военные, которые до сих пор базируются в Чечне. Вместе они составляют 5% нечеченского населения. |