Оппозиционеры отмечали, что волонтеры «Моей Москвы» агитировали за конкретных кандидатов в Мосгордуму от «Единой России», встречи с кандидатами-единороссами проходят на территории госучреждений, а весь город, несмотря на заверения оргкомитета об отсутствии административного ресурса, завешен рекламой праймериз.
Наверное, самым заметным в буквальном смысле кандидатом на праймериз стал руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. В апреле он запустил кампанию в поддержку своей кандидатуры и завесил столицу громкимиплакатами «Вернули Крым – вернем и парковки». Монтаж и размещение одного подобного рекламного щита в Москве стоит не менее 60 тысяч рублей, но Шумскому все рекламные поверхности бесплатно предоставляет Russ Outdoor – компания, до 2006 года принадлежавшая депутату «ЕР» Сергею Железняку.
Движение Probok.net в мэрии курировал помощник вице-мэра Петр Бирюков. Вместе с движением «Наши» активисты движения проводили акции за прекращение точечной застройки и установку новых светофоров, а сам Шумский не раз ездил на «Селигер». БГ решил разобраться, как выпускник Московской академии водного транспорта, побывав членом промайдановского движения и активистом «Справедливой России», стал одним из «Списка Собянина» – тех, кто пойдет в Мосгордуму при поддержке столичных властей в сентябре этого года.
О себе сам Шумский рассказывает, что родился в семье обычных советских людей, а отец его работал слесарем. Он окончил Академию водного транспорта, получив диплом юриста по транспортному праву. Во время учебы в академии был членом студенческого правительства дублеров, и тогда же, в 2007 году, ему в голову пришла идея создать центр по борьбе с пробками. «Я заразил ею всех своих друзей, тратил на ее воплощение все заработанные юридической практикой деньги. Сначала мне никто не верил, а теперь у нас собственный офис, коллектив 20 человек, свои информационные ресурсы, поддержка на всех уровнях власти», – хвалился Шумский в интервью.
Вся деятельность экспертного центра Probok.net – классический пример воплощения «теории малых дел». Принцип работы прост: собирать жалобы автомобилистов, на их основе придумывать решения и лоббировать их в органах власти. В списке заслуг своей команды Шумский называет появление разворота под мостом у метро «Волгоградский проспект», пешеходного переход на Андроньевской площади и остановки троллейбуса «Б» у метро «Таганская». Адепты «теории малых дел» обычно подчеркнуто аполитичны, но в случае с Шумским так было не всегда. В 2006 году он состоял в молодежном оппозиционном движении «Мы», созданном на волне «оранжевой революции» на Украине.
Лидер движения «Мы» Роман Доброхотов подтверждает, что студент Шумский участвовал в одной или двух акциях движения. «Он не по политической теме к нам присоединился и сразу сказал, что его интересуют социальные вопросы – та же антипризывная повестка. Он тогда пытался организовать какое-то московское студенческое объединение типа профсоюза», – вспоминает Доброхотов. «Шумский действительно состоял в движении «Мы», но недолго, – подтверждает экс-участник движения Игорь Драндин, ныне зампредседателя партии «Демократический выбор». – В наших мероприятиях он участвовал около года. В то время он разделял наши взгляды, но был человеком осторожным, ему не всегда нравились наши радикальные идеи. И в какой-то момент он перешел в молодежку «Справедливой России».