Сегодня Slon публикует материалы беседы Ирины Прохоровой, политика, соучредителя благотворительного Фонда Михаила Прохорова, и Карин Клеман, социолога, директора института «Коллективное действие», автора книги «Городские движения России в 2009–2012 годах». Речь шла о городских движениях, гражданском активизме и его перспективах в России.
И. П.: В Европе в начале 2000-х прошли массовые демонстрации против войны в Ираке. Там не было лидеров. Вышли горожане с требованием прекратить военные действия. Мне кажется, так просто появляется гражданское чувство, здесь не нужен харизматический лидер, есть самоорганизация. Это форма протеста простых людей. Народ неожиданно сплачивается без профессиональных партий. Может, это тенденции современности, а не только специфика России?
К. К.: Специфика России в том, что здесь такого не случалось. На Западе же социальные движения уже давно являются предметом изучения. А в России предмета не было, так как не было объекта. И только недавно люди без опыта начали что-то делать. Если не учитывать перестроечное движение – тогда достаточно было сплотиться, так как цель была ясна. Специфика такова: люди поднимаются, когда речь идет об очень конкретных вопросах, касающихся их повседневной жизни. Они не выходят против войны где-то в Ираке – пока! Может быть, потом, конечно, выйдут... Весь материал на Слоне
|