Кадр из фильма «Елена»
Полгода назад по заданию журнала «Большой город» я залез на крышу жилого дома на Востряковском проезде в районе Бирюлево Западное. Я готовил репортаж о крупнейшем в России рынке овощей и фруктов «Покровская база», который находится неподалеку. Теперь это место знают все, и на рынок можно попасть, выкрикнув пароль: «Россия для русских». Полгода назад я был единственным журналистом, которому удалось проникнуть внутрь закрытой части рынка, который скрывался под скромной вывеской «Автостоянка». Буквально через две минуты прогулки среди фур меня задержала охрана, сфотографировала и вывела за территорию. Единственную возможность увидеть, что происходит на этом рынке, давали спутниковые снимки Google либо обзор с крыши близлежащего жилого дома. Передо мной открывалось завораживающие зрелище: рынок находится между огромными градирнями ТЭЦ и мусоросжигательным заводом. На территории несколько сотен фур, между которыми бегают тысячи людей и быстро перегружают мешки с фур на «газели». Как впоследствии подсчитали эксперты, ежедневно на «Покровке» продается помидоров, морковки, петрушки и других овощей на $20–40 млн, или примерно на $9 млрд в год. Через «Покровку» проходит 60% овощей и фруктов, продающихся в Московском регионе. Обеспечивают работу рынка около тысячи кавказцев и выходцев из Средней Азии, которые предпочитают селиться в близлежащих домах района Бирюлево Западное.
Вы не представляете, как выглядит Бирюлево? Помните фильм Андрея Звягинцева «Елена»? Семья главной героини жила как раз в Бирюлеве, в том же доме, с крыши которого я наблюдал за работой «Покровки». Окна героев фильма выходили на градирни ТЭЦ. Поверни оператор камеру чуть правее – и открылся бы прекрасный вид на «Покровку». География, знакомая теперь всем, – через 200 метров дом, где жил убитый Егор Щербаков, полкилометра до Покровской базы, за продуктами идти проще всего в торговый центр «Бирюза».
Жители Бирюлева давно жалуются на засилье мигрантов, плотно припаркованные на обочинах улиц «газели». Больше 5 лет инициативная группа устраивала митинги, ходила на программу Андрея Малахова, неоднократно писались жалобы в мэрию. Чиновники открывали в районе школу «c углубленным этнокультурным русским компонентом образования», а на жалобы дипломатично отвечали: «Покровская плодовоовощная база является стратегическим объектом продовольственного обеспечения Москвы, поэтому перенос ее невозможен».
Что за всесильные хозяева стоят за Покровской базой? По данным «СПАРК-Интерфакс», ЗАО «Новые Черемушки» контролируют выходцы из Дагестана, сводные братья Алиасхаб Гаджиев и Игорь Исаев. Помимо этого, им принадлежит оптовый плодоовощной комплекс «Зеленоградский», небольшой банк РБА с отделениями в Москве и Махачкале, несколько агрофирм в Московской области, Московский комбинат шампанских вин и производитель алкогольной продукции РИСП. Когда я готовил текст для «БГ», владельцы отказались от интервью, но уже после выхода материала предъявили претензии – они доказали мне, что у них нет нелегального рынка, а есть единственная в России «автостоянка с функцией торговли». Поднимать скандал они не стали, потому что текст был посвящен переделу сфер влияния после убийства криминального авторитета Деда Хасана. Как рассказали мне работники рынка, до убийства Деда Хасана последний серьезный кризис на «Покровке» был в 2005 году, когда выходцы из азербайджанского города Гянджи начали демпинговать и переманивать оптовиков к себе на Басманный рынок. Противостояние закончилось февральской ночью 2006 года, когда рухнула крыша Басманного рынка и под ее обломками погибло 66 человек, большинство из которых были родом из Гянджи.