В Красной Поляне в районе горы Аибга строительство не останавливается ни на минуту. Когда подъезжаешь на машине по дороге из Сочи, кажется, что справа растет целый город — так долго тянутся краны и стены строящихся домов. На стройке нет живого места — рабочие, техника. Передвигаться лучше в резиновых сапогах. Здесь идет строительство двух самых проблемных олимпийских объектов — трамплина и горной медиадеревни.
Увидеть это все можно и из Москвы, из кабинета вице-президента и председателя совета директоров ОАО «Красная Поляна» Станислава Кузнецова. «Давайте я вам покажу, что сейчас там происходит», — говорит Кузнецов и подходит к одному из компьютеров. Вот уже полтора года у Сбербанка все под контролем. Но так было не всегда.
Как Билалов попал в Сочи
В жизни каждого человека есть черные дни. Для Ахмеда Билалова черным стало 6 февраля 2013 г., когда президент Владимир Путин инспектировал олимпийские объекты. Узнав, что срок сдачи трамплина в Красной Поляне перенесли с июня 2011 г. на июль 2013 г., а бюджет стройки вырос с 1,2 млрд до 8 млрд руб., президент сыронизировал: «Молодцы! Хорошо работаете». Билалова сняли с должности председателя совета директоров госкомпании «Курорты Северного Кавказа» (КСК) и с поста вице-президента Олимпийского комитета России. Генпрокуратура и МВД начали проверку КСК, завели уголовные дела (см. врез). Предприниматель уехал на лечение в Баден-Баден и возвращаться не спешит.
А начиналось все хорошо. В 2005 г., когда Сочи подал заявку на проведение Олимпиады, Билалов входил в думскую фракцию «Единой России», у него были хорошие отношения с губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым, с которым они познакомились еще в конце 1990-х. Билалов стал одним из спонсоров олимпийской заявочной кампании. Совещания по подготовке сочинской заявки шли в арендованном им московском особняке в Хлебном переулке. В июле 2007 г. на сессии Международного олимпийского комитета (МОК) в Гватемале эта заявка была удовлетворена.
А еще в начале 2006 г. Билалов купил за $15 млн у владельца «Нортгаза» Фархада Ахмедова горнолыжный комплекс «Горная карусель» в Красной Поляне — проект предполагал строительство трассы, подъемников и — залог окупаемости — 250 000 кв. м недвижимости на продажу. Статус депутата не позволяет формально владеть бизнесом, так что юридически контроль в капитале ОАО «Красная Поляна», которое реализует проект, получили структуры младшего брата Билалова Магомеда. На конец 2008 г. им принадлежало 84,85% акций. Остальное было у Краснодарского края и администрации Сочи.
Откуда взялся трамплин
Когда Билалов покупал «Горную карусель», ни о каком трамплине речи не было. За полтора месяца до Гватемалы Билалова пригласил к себе замминистра экономического развития и торговли Станислав Кузнецов. Он рассказал, что прежний инвестор — строительный холдинг «Бамо» — от своих обязательств отказался, и предложил предпринимателю профинансировать строительство трамплина и горной медиадеревни на территории «Горной карусели». Общий метраж недвижимости вырастал до 500 000-600 000 кв. м, плюс сколько-то еще можно было построить вокруг трамплина. Продать столько недвижимости сразу невозможно, однако планы не казались невыполнимыми — курорт планируется развивать, а Олимпиада станет хорошей рекламой для Сочи. Государство обещало построить инфраструктуру — дороги, коммунальные и энергетические сети, а близость объектов друг к другу позволяла сэкономить на доставке строительной техники и стройматериалов. Билалов согласился.
|