Оппозиции надо донести до москвичей простую мысль:  Сергей Собянин — неплохой мэр, но в сентябре москвичи выбирают не мэра 
 
 
Оппоненты путинского режима встретили объявление  о первых за 10 лет выборах московского градоначальника в  деморализованном, разобщенном и апатичном состоянии. Без энтузиазма. И  это очень плохо. Но при любой организации выборов победить Сергея  Собянина можно. Единственное, что для этого нужно, — договориться друг с  другом. 
Почему выборы важны
У Собянина нет проблем ни с легитимностью в Москве, ни с одобрением  его деятельности Путиным. Целью проведения выборов сейчас, вероятно,  является желание «разгрузить» 2015 год, когда оппозиция может стать сильнее  и не дать повода к протестам накануне большого выборного цикла. Хочется  «превентивно зацементировать политическую конструкцию», спокойно и  безболезненно избраться сейчас, пока москвичи благодушны. Впрочем, к  2015 году может вырасти разочарование не только властью, но и  оппозицией, особенно если она продолжит пребывать в своем нынешнем  состоянии. 
 
Майский соцопрос НИИ социальных систем при МГУ сулит  Собянину 54%, Лужкову — 13%, Прохорову — 12%, а Навальному — 2%  голосов. ФОМ не дает Прохорову (кандидат №2) больше 15-17%. Вот и  назначили выборы. Имея гигантское преимущество на старте, власть вряд ли  заинтересована в чрезмерном административном вмешательстве и масштабных  фальсификациях, справедливо считает  политолог Михаил Виноградов. Ведь они могут спровоцировать выход на  площадь. В 1996 году Лужков даже собирал подписи за соперников, чтобы  выборы не были безальтернативными. 
К Собянину москвичи относятся без любовного фанатизма, как это было с Лужковым, — с прагматичной нейтральностью, замечает  политолог Александр Кынев. Отдавая ему должное. По идее, этого вполне достаточно для победы. 
Оппозицию московские выборы ставят на грань выживания.  
Одновременный разгромный проигрыш выборов в Москве и области — а пока  ожидать чего-то другого сложно — надолго поставит крест на попытках  недовольных политическим режимом что-либо изменить в стране. Московский  мэр — вторая по значимости выборная должность в России, замечает  Аркадий Любарев, эксперт КГИ и один из лучших в России специалистов по  выборам. Большего доказательства собственного бессилия, чем этот двойной  проигрыш, не вообразить. 
Если Собянин победит с близкими к лужковским процентами (см. таблицу), а, по сведениям из мэрии, ставится задача набрать 60-65%,  москвичам откажут в праве быть «рассерженными», пишет в «Коммерсанте» Глеб  Черкасов. Миллионы колеблющихся избирателей получат веское  доказательство отсутствия альтернативы и увидят: лучшее, что они могут  сделать со своими голосами, подороже «продать» их партии власти. 
Без боя проиграть внезапную битву за Москву — доказать свою недееспособность на несколько лет вперед. 
Почему это не выборы
Нынешние выборы не настоящие. Власти имеют возможность не допустить  любого не нужного им кандидата-самовыдвиженца, забраковав собранные  подписи (нужен 1% избирателей — около 73 000). Основной потенциальный  соперник Собянина — Алексей Навальный — к моменту выборов может быть  осужден Кировским судом. 
И главное, муниципальный фильтр при подконтрольности основной массы депутатов Собянину позволяет выдвинуться лишь 1-2 кандидатам, которые пойдут на выборы без отеческого благословения Собянина или парламентской партии. Кандидат должен собрать  (ст.  34, п.16 московского Избирательного кодекса) подписи 6% депутатов  (каждый может поддержать только одного кандидата) из не менее чем ¾  муниципальных образований.  
Собрать без санкции Собянина подписи депутатов 110 из 146  муниципальных собраний абсолютно нереально. Ведь независимые депутаты не  равномерно распределены по Большой Москве, а сосредоточены в 3-4  округах. Подавляющее большинство коллег поддержит Собянина, пишет депутат  Максим Кац, даже если из мэрии не будет на то жесткого указания. За  месяц кандидаты в мэры просто не успеют честно договориться с каждым  депутатом, а «покупать» их не выход. Квота оппозиции на этих выборах —  1-2 кандидата, остальным удастся выдвинуться только с фактической  санкции мэрии. 
Подбор соперников Собянину уже идет. Михаила Прохорова к участию в выборах дружески подталкивали единороссы, а о возможном участии  в них его сестры Ирины сообщил источник в Кремле. На самом деле,  однако, совершенно не важно, у кого из кандидатов какие договоренности с  Кремлем. 
Важно, кого договорятся считать выразителем своих интересов «рассерженные» москвичи. 
Собянин — неплохой мэр 
Он уже сделал больше, чем Лужков, которого москвичи терпели  бесконечно долго. Исторические памятники почти не сносит, творения  Церетели где попало не ставит, торговые моллы у транспортных развязок не  строит: работа над ошибками предшественника проделана. Собянин делает  ровно то, чего «продвинутые» москвичи ждали от Лужкова лет 10 назад:  занялся общественными пространствами (парки, парковки, велосипеды, пешеходные зоны) и транспортной инфраструктурой.  Улучшилась ситуация с уборкой улиц и дворов. Правда, москвичи начинают  осознавать, что пробки не от нехватки дорог, а от избытка машин и  никудышного общественного транспорта. Реконструировав (т. е. испортив)  пару «вылетных» магистралей, власть тоже наверняка к этому придет. В  числе ошибок — ликвидация рынков, киосков и торговых павильонов. Неудача  с плиткой, вырубка деревьев: масштаб претензий к Лужкову был куда  больше. 
Большинство вопросов к Собянину адресованы ему не как к мэру, а как к  одному из лидеров политического режима. Мэрия плохо коммуницирует с  народом, не видит несогласных с ее идеями, пытается имитировать  общественное одобрение своих инициатив. Это касается всей линии  поведения относительно протестных митингов, нелепого проекта с  гайд-парком и т. д. Петербуржцы довольны жизнью в своем городе заметно больше  москвичей. Возможно, москвичей обижает отношение к себе не как к  жителям свободного города, а как к потребителям, которые должны  передвигаться строго по расставленным мэрией указателям. 
 
 
  |