То, что случилось с Дмитрием Гудковым, пока еще депутатом Государственной думы, можно назвать наинагляднейшей иллюстрацией поговорки «не надо швыряться камнями, живя в стеклянном доме». Человек, который весь прошлый год усердно искал скрытое от общественности добро единороссов, уличен в наличии имущества, не помянутого в предвыборной декларации. Объяснения Дмитрия Гудкова неубедительны, перспективы пока еще сомнительны — думается, что скоро станут очевидными: у «Справедливой России» есть кому отдать его мандат.
Прокол кажется необъяснимым с точки зрения сегодняшнего дня. Как мог так проколоться человек, семья которого находится под усиленным давлением властей? Почему Гудковы не подошли серьезней к вопросу декларирования того, что у них есть? И как быть теперь с историей про «золотые кренделя», которую так усердно раскручивал депутат Гудков?
Но с точки зрения момента заполнения декларации Дмитрий Гудков практически ни в чем не ошибся. В 2011 году он и его отец были вовсе не радикальными оппозиционерами, а членами умеренной и респектабельной партии, которой некогда было доверено выдвинуть Дмитрия Медведева в президенты. И в самом кошмарном сне семье Гудковых не могло присниться, что будет с ними в ближайшие полтора года.
Очень часто люди, уходящие в оппозицию, не очень хорошо понимают объем и качество последствий для себя лично.
Особенно это касается номенклатуры, поссорившейся с начальством. На отказ от лояльности следует почти немедленный симметричный ответ. Это «хорошим ребятам» можно забывать про дачи и квартиры, пакеты акций и прочие безделушки, помогающие скрасить жизнь. «Плохим парням» такого не положено. И телевидение в удобное время им не разрешено: как позовут, так и идите и не обижайтесь на тон ведущих.
Через это прошел в свое время Михаил Касьянов, который наверняка в середине нулевых жалел, что, будучи премьер-министром, не позаботился о создании условий для бытования политической оппозиции, например не посодействовал сохранению частных метровых телеканалов.
Через это прошли лидеры СПС и «Яблока», которым впору было пожалеть о том, что не снизили, пока могли, проходной барьер на выборах в Госдуму до 3%, а наоборот, повысили его до 7%. Хотели оградить обжитое место на Охотном Ряду от новичков, а вылетели на улицу сами. Кто ж знал, кто бы мог подумать… |