Скандал с СУНЦ МГУ привел "Ленту.ру" к диссертации Владимира Тора
В середине ноября 2012 года директор СУНЦ и председатель Студсоюза МГУ Андрей Андриянов был пойман на научном подлоге. Он показал журналистам неизвестные редакциям "дополнительные выпуски" научных журналов со своими статьями, публикация которых, по правилам Высшей аттестационной комиссии, необходима для допуска соискателя к защите ученой диссертации (никакие "дополнительные" выпуски для этого не годятся). Кроме того, как в этих статьях, так и в самой диссертации Андриянова, успешно защищенной в ученом совете Московского педагогического государственного университета (МПГУ) в марте 2011 года, оказалось совершенно недопустимое количество заимствований, попросту говоря - плагиата.
О результатах изучения одной из статей, а также собственно диссертации Андриянова, "Лента.ру" уже писала. Но те самые "дополнительные" выпуски научных журналов, с которых началось наше расследование, привлекли внимание "Ленты.ру" не только этим. Среди авторов, упомянутых в содержании этих выпусков, оказался Владлен Леонидович Кралин, более известный как русский националист Владимир Тор (этот псевдоним он взял себе в начале нулевых). Тор, как и Андриянов, успешно защитил в МПГУ диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. "Лента.ру" ознакомилась с текстом и этого научного сочинения и также нашла в нем немало интересного.
Ученая степень была присуждена Тору 26 ноября 2011 года тем же диссертационным советом Московского педагогического государственного университета, который сделал кандидатом наук Андриянова и ряд других исследователей, у которых в авторефератах обнаружились несуществующие публикации (с текстом соответствующегоприказа Минобрнауки от 25 июля 2012 года в формате .pdf можно ознакомиться на сайте Высшей аттестационной комиссии). Сам Тор о своей степени особо не распространялся. В его блоге нет ни единого упоминания о ней, а впервые кандидатом исторических наук Тор назвал себя перед выборами в Координационный совет оппозиции. Тема диссертации, утверждается на сайте Центрального выборного комитета, такова: "Русские диаспоры в странах СНГ и Прибалтики". Однако на самом деле она звучит несколько иначе: "Русская диаспора в странах СНГ и Балтии: численность, расселение, участие в общественно-политической жизни (1991-2008 гг.)". Научным руководителем Тора выступил доктор исторических наук, профессор и заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Дмитриевич Соловей, оппонентами - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политологии Российского государственного университета туризма и сервиса Виталий Федорович Ершов (в интернете упоминается также как профессор исторического факультета МГУ, но на данный момент, судя по официальному сайту, Ершов там не работает) и кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Ставропольского государственного университета Ольга Викторовна Баландина. Она, кстати, незадолго до Тора сама защитила диссертацию в том же МПГУ (автореферат в формате .doc), причем у нее тоже обнаружились несуществующие публикации, а кафедра, на которой Баландина - судя по ее автореферату - якобы подготовила свою работу, от знакомства с этой ученой дамой ужеоткрестилась.
В автореферате Тора указаны две публикации в "ваковских" изданиях: "Русская диаспора в Казахстане: численность, расселение, политические ориентации на рубеже XX-XXI вв." в "Известиях Алтайского государственного университета" (серия "Политология. История", номер 4/2 за 2010 год) и "Национальный вопрос на постсоветском пространстве в 1990-е гг.: опыт и уроки истории" в "Известиях Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена" (номер 1 за 2011 год). Но ни в указанном номере "Известий АГУ", ни в указанном номере "Известий РГПУ" статей Владлена Кралина нет. А вот публикация в фальшивом дополнительном выпуске номера 2 "Вестника РУДН" (серия "История России") под заголовком "Дискриминация русского и русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии" в автореферате Тора не упоминается. Это, впрочем, касается и остальных исследователей из предъявленных Андрияновым "Вестников": почти все они защитились в 2011-2012 годах в МПГУ и "забыли" указать свои статьи из этих дополнительных выпусков в своих авторефератах. В общем-то, это и не удивительно, учитывая, что редакции журналов о дополнительных выпусках ничего не знают; не особо удивительно и то, что и остальных публикаций большинства (но не всех!) участников фальшивых "Вестников" на самом деле не существует.
Поэтому позицию Запада вряд ли можно назвать последовательной. Пока не существует ни одного международного института, способного заменить Россию или возглавляемое Россией СНГ в деле установления и поддержания мира на территории бывшего Советского Союза, все подозрения и обвинения в адрес России нужно признать неуместными
Владлен Кралин (Владимир Тор), диссертация (оно же: Надежда Арбатова, "Национальные интересы и внешняя политика России")
|
Степень оригинальности диссертационного сочинения Владимира Тора, как и в случае с диссертацией Андриянова, невелика: заимствования из чужих авторефератов и статей, слово в слово и без указания источника, начинаются еще во введении. Его третий абзац, например, всего на пять слов отличается от второго абзаца автореферата Руслана Нуркаева, в 2009 году защитившего кандидатскую диссертацию в МПГУ на тему "Русская диаспора в странах Прибалтики: социальный статус, культурный уровень, связь с соотечественниками (1992-2003 гг.)". Публикации из автореферата Нуркаева, надо заметить, тоже вызывают сомнения в своей подлинности.
|