Нестройное общество | ||||
2.03 17:43 | 4399 | |||
mike67 | ||||
Реакцией любого общества на убийство должен быть гнев, – это нормально. Другое дело, какие масштабы приобретает эта реакция. Не будем ханжами, при виде узбекской няни с отрезанной головой ребенка всякого человека на какое-то время захлестывает желание отомстить убийце, а также всем узбекским няням, всем узбекам и прочим гастарбайтерам. Но одни справляются с этим "праведным гневом" за секунду, другие – за минуту, третьи не справляются вовсе. Скорость обуздания слепого гнева и возвращения к объективному анализу различна не только у конкретных людей, но также у социальных групп. Эта скорость возвращения к норме – важный показатель состояния социума в целом. Героиня повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" совершает четыре убийства, в том числе, душит подушкой больного мальчика, за которым ее попросили присмотреть. При этом Лесков называл "Леди Макбет" мрачной историей о сильном и страстном женском характере. Шостакович, сочиняя в 1932 году оперу по повести Лескова, решил от греха подальше не включать в либретто убийство ребенка, однако изобразил Катерину Измайлову даже не хищницей как у Лескова (у которого она и погибает-то, бросаясь на свою последнюю жертву "как сильная щука на мягкоперую плотицу"), а жертвой лживого и лицемерного общества. Лесков и Шостакович понимают преступность Катерины и не ищут для нее оправданий, но они спокойно рассуждают о причинах ее ужасных поступков, а не бьются в истерике, призывая наказать всех женщин или хотя бы представительниц социальной категории "молодые купчихи". И вообще широкой дискуссии по поводу образа Катерины не случилось ни при Лескове. ни при Шостаковиче. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что няня-Катерина не кричит после убийства "Аллах акбар", что выгодно отличает ее от Гюльчехры Бобокуловой. Но одно дело – времена Лескова и Шостаковича, другое – наши. Современные россияне в массе своей уже почти не выходят из состояния гнева на всех и вся. И хотя федеральные телеканалы не стали освещать убийство ребенка, именно государство вывело российское общество на столь высокий уровень истерии. Государство сознательно потчевало своих граждан историями про девочку Лизу, а раньше про распятых мальчиков и убитых снегирей, и каждый день, практически ежечасно – про всемирный заговор против России и русских. Узбечка с отрезанной головой русской девочки – это материализация тех страхов, которые российское телевидение посеяло в душах зрителей. В этой деятельности российское руководство не ограничивает себя внутригосударственными рамками. Я уже писал, что Путин последнее время выступает спонсором любой напряженности и нестабильности в международных отношениях. Я уверен, что и знаменитые украинские "зрадофилы" в той или иной форме поддерживаются Россией, поскольку сейчас уже не "Новороссия", а идея перманентного Майдана, то есть вечного противостояния улицы правительству, стала главным козырем Путина в его попытке расколоть Украину. Кстати, в 2014 году именно Путин сорвал договоренность между Януковичем и оппозицией, заставив президента Украины поверить в угрозу его жизни и бежать из страны (я не верил своим ушам, когда сам Путин рассказывал об операции по вывозу Януковича в фильме "Крым. Путь на Родину"). Записывая эти свои мысли, я вдруг понял, чем меня удивил недавний марш памяти Немцова. Тишиной и спокойствием. Я с первых белоленточных митингов обращал внимание на нежелание собравшихся скандировать лозунги, которое списывал на отсутствие не желания, а соответствующего навыка. В этот раз, следя за своей реакцией и за окружающими, я обнаружил, что мы не можем скандировать даже те лозунги, не поддержать которые нам просто неудобно. Я не раз писал под своим именем, что Путину пора в отставку, следовательно, у меня нет причин бояться повторить это анонимно в толпе, но я не могу заставить себя выкрикнуть или хором скандировать этот лозунг. Почему? Потому что для этого надо взвинтить, накрутить себя до определенной степени ненависти. Так вот большинство участников шествия были "ненакручиваемыми" людьми. Скоро будет годовщина аннексии Крыма, мне позвонят близкие родственники и скажут: "Сходи на Васильевский спуск, и когда ты увидишь эту радость, увидишь этот порыв и всех, кто там вместе, ты сразу бросишь писать свои глупости, хотя я понимаю, что за это тебе платят...". Друзья, разбейте шаг. Это не команда, даже если б у меня было право командовать. Навык свободы нельзя воспитать командой. Это вам не "вольно!", после которого раб понимает, что начальник на время отвернулся, и не "вольная", которую дают рабу, которого выгоднее отпустить, чем эксплуатировать. Вольность нельзя получить, ее можно только взять. А там многие проблемы сами собой решатся. Не все, но многие. Постскриптумом. Я не терплю медленную ходьбу, поэтому на "немцовском" шествии лавировал между людьми и обратил внимание, что народ делится на одиночек. которых легко обогнуть и пары (иногда тройки), о которые спотыкаешься. И тут мне вспомнилась строчка, которую я, признаться, считал данью стихотворному размеру и за то недолюбливал: "по одиночке шли и парами". И ведь действительно: толпой, но врозь, по одиночке и парами. И вдруг кто-то вспоминает, что сегодня... Так и надо идти. |
||||
Обсудить в блоге автора | ||||
Смотри также:
: : : : : : : :Сюжет по теме
Московский ад
|