Возможно, митингу 6 мая 2013 года на Болотной площади не суждено сыграть историческую роль. Скорее всего, его итоги напрямую не повлияют на судьбы конкретных людей, арестованных по «болотному делу». То есть, конечно, если выйдет миллион, или даже пятьсот тысяч (а то и триста), их сразу выпустят, но я реалист и на это не рассчитываю. Так что все идет к тому, что узников Болотной посадят – надолго и ни за что.
Нет и уверенности в том, что Болотное дело в широком его понимании – вместе с делами Навального и Удальцова, ведь всем ясно, что это все одно, – ведет к новой волне репрессий и что если посадят их, значит, посадят многих. Сигнал, как принято говорить, месседж Болотного дела четок и ясен: брысь! Пошли вон. Сидите уныло и тихо дома, не мешайте Путину править и чем он там еще занят, и вас скорее всего не тронут. То есть перед системой вы, разумеется, беззащитны, но ведь так более или менее всегда было.
Одно дело ходить на митинги как на вечеринки или конкурсы веселых плакатов. Другое – как на встречу с личным составом, экипированным средствами активной обороны. Страх – эффективная штука, он мобилизует и разобщает. Когда боязно, сначала начинают тормозить механизмы поддержки и солидарности, а потом само собой находится объяснение, почему, допустим, на Болотную площадь снова идти не надо: «ну их», «достало», «а что толку» или «в оппозиции козлы». Тут тоже желательно быть честным с самим собой.
Так или иначе, в краткосрочной перспективе путинский режим стабилен. Это не значит, что у самого Путина все в порядке – любви к нему точно не прибавилось, и уже, похоже, никогда не прибавится, поддержка тает и будет таять. Как он собирается сидеть еще 11 лет, да еще при такой экономической конъюнктуре, загадка. Но очередным протестным митингом – легальным, не будем забывать об этом, – его не возьмешь.
Тогда зачем идти? Во-первых, стыдно не идти – выходит, чуть прижали и все, под лавку? Во-вторых, те, кто ходил на митинги прошлой зимой, сегодня должны тем, кого судят по Болотному делу, – они действительно сидят за всех. Надо пойти уже хотя бы для того, чтобы заступиться за Навального, который очень здорово держится на суде в Кирове, если это можно назвать судом. Не надо путать, сейчас неважно, хотите ли вы голосовать за него на выборах. Смелость вызывает уважение. Ее хочется и надо поддерживать.
Все это важно, но дело не только в моральном импульсе – есть и рациональные основания идти на митинг. Никто прошлой зимой не знал заранее, сколько народу придет на Болотную, а потом на Сахарова. В итоге пришедших тогда 60-80-100 тысяч человек хватило, чтобы в России все поменялось. Буквально все. Теперь снова никто не знает, что будет, если митинг опять соберет много народу. Ставка невысока – митинг легальный, – а выигрыш может оказаться значительнее, чем сегодня можно предположить.
Поэтому я пойду. |