Администрация Большого уведомила Николая Цискаридзе об отстранении от педагогической работы в стенах театра. Таким образом, артисту дали понять, что в случае завершения карьеры, в театре он не останется.
Лучший танцовщик главного театра страны никогда не был для начальства «удобным» сотрудником – тихим, послушным, с готовностью выполняющим любые распоряжения. Действия худруков и менеджеров он обдумывает и комментирует – порой очень резко и невежливо. Так было всегда – но только минувшей осенью, после того как танцовщик публично рассказал о некоторых особенностях ремонта торжественно запущенного в строй театра, терпение у большого начальства лопнуло и артисту решили объяснить, что он не прав. Очередной шаг в программе этих «объяснений» - лишение Цискаридзе педагогической практики.
Человек нетеатральный может и не понять, насколько лишение педагогической работы - важный ход и насколько он опасен для будущего Большого балета. Это решение бьет по Цискаридзе, безусловно – и этак хитро, расчетливо, с перспективой: сейчас уволить отлично танцующую звезду никто не решится (только демонстраций в партере нынешнему начальству и не хватало), но 38-летнему артисту фактически объявлено, что, пожелай он закончить артистическую карьеру, в Большом его никто не оставит. Это решение бьет и по его ученикам: двое молодых артистов, ставших в результате работы с Цискаридзе танцевать значительно лучше, останутся без мастера. И – что особенно важно: Цискаридзе, занимавшийся в свое время с великой балериной Мариной Семеновой (на склоне лет она доверяла ему вести свой класс, когда неважно себя чувствовала), умеет передать тот стиль движения, то качество его, что только и достойно главной сцены страны. Сейчас, когда главные проблемы Большого – не с техникой, а именно со стилем (на сцену в ролях принцев порой выходят явные размашистые пролетарии или унылые офисные служащие), отлучение Цискаридзе от педагогической работы станет очевидным шагом к деградации театра. Занятно, что еще прошлой весной новый худрук балетной труппы Сергей Филин (явно впервые пристально взглянув на качество работы подопечных) сообщил журналистам, что назначит Цискаридзе главным педагогом. Но ранее не существовавшая должность так и не была создана – а осенью грянул «ремонтный» скандал.
Все, теперь Цискаридзе – «враг народа». Ну как же, не удалось скрыть, что ремонт был, мягко говоря, сделан неидеально. Виноваты не те, разумеется, кто при ремонте не думал о специфике балетной работы (каким должен быть пол, каким потолок) – а тот, кто об этом рассказал журналистам. Вот с врагом народа начальство и борется, всячески стараясь его выжить из театра – не задумываясь о последствиях для всего Большого балета. А пресс-служба Большого отказывается давать какие-либо комментарии происходящему.
Дополнение от 5 января:
После публикации текста о прекращении педагогической практики Николая Цискаридзе в театре, к корреспонденту «МН» обратилась пресс-секретарь Большого Катерина Новикова, пожелавшая объяснить точку зрения руководства театра. По ее словам, педагогическую ставку отбирают не только у Николая Цискаридзе, но и у Яна Годовского. И из двух «половинок» совместителей получится целая ставка, которая предназначена для Регины Никифоровой. 76-летняя сотрудница (в далеком прошлом – танцовщица Большого театра, затем педагог в театре, ушедшая с работы в 1996 году) будет принята на службу по требованию Юрия Григоровича, считающего, что кордебалет в его спектаклях нуждается в дополнительном присмотре.
Напомним, что Большой театр три года назад снова принял в штат 85-летнего хореографа, когда-то правившего в главном театре страны и расставшегося с ним после восстания артистов. Необходимость его возвращения обосновывалась тем, что кто-то должен следить за качеством спектаклей Григоровича, которые остались в репертуаре.
Поскольку балетмейстер не сочиняет новых спектаклей уже 30 лет и не редактирует классику 17 лет – это должна была быть его работа. Но теперь выясняется, что Григорович не способен справляться с этой работой и нужна еще Регина Никифорова (в дополнение к трем педагогам, вообще-то день и ночь работающим с кордебалетом, и ни на одном из своих прежних поприщ звездой не ставшая). Может быть, было бы логичнее создать новое рабочее место для так необходимой дамы – как были созданы в прошлом году новые места для целого отряда помощников нового худрука балета? Или ликвидировать ставку Григоровича? Потому что теперь получается, что будущее театра (молодые педагоги – Цискаридзе, способный вырастить настоящих звезд, и Годовский, специализирующийся на современной хореографии) приносится в жертву пыльному и непродуктивному прошлому. |