| «Мне странно  теперь представить себе,— пишет Илья Эренбург в начале 1960-х, вспоминая  1914-й,— что можно было отправиться в другую страну, не заполнив  анкеты, не проводя недели в ожидании — впустят или не впустят; но слово  „виза" я услышал впервые во время войны; прежде не спрашивали даже  паспорта». Это как будто только что написано, «странно теперь  представить» — это именно «теперь» и про вчера. Мировой войны нет, но  живем мы так, будто есть. Страны закрыты, города закрыты, офисы,  магазины, рестораны, кафе закрыты. Последние пять лет как-то не удались. Место,  откуда смотришь, может искажать перспективу, а в России эти пять лет не  удались особенно — я не думаю, что тут требуется перечисление неудач и  нестроений, и, разумеется, это моя субъективная оценка. Но и за  пределами нашей страны нечему особенно радоваться. ИГИЛ (организация  запрещена в России – W), Иран и Сирия, Трамп и «Брексит», Китай,  ярко доказывающий, как благотворен для развития авторитаризм, волна  беженцев в Европе и неубедительные попытки Европы справиться с самой  собой — было чему порадоваться. Этой радостью люди широко делились друг с  другом, и глубокая взаимная ненависть даже стала оформляться в какие-то  более или менее общие векторы вроде разломов по линии мигрантов или по  линии metoo, или коллаборационизма — далее более или менее везде. Мир быстро модернизировался, но если в начале  века тем, кто как-то страдал от этого, не удавалось оформиться во  что-то определенное, то в 2010-е они нашли себя. Это касается и  политиков, и избирателей, и экономических интересов — возникла  неформальная коалиция советов безопасности с широкими народными массами,  оставленными мировым гением прогресса. Историк мог бы заметить, что в  прошлом, сравнительно, впрочем, далеком,— скажем, в 1914 году — такие  ситуации разрешались войной. Иногда одной, иногда несколькими,  постепенно сливавшимися в одну. В эту почву не то чтобы хотелось  погружаться — пророчествам о мировой войне свойственна известная  пошлость,— но, быть может, это интересный ракурс для того, чтобы  взглянуть на происходящее сегодня. Человеку, далекому от эпидемиологии, в реакции города на эпидемию слышится некоторое двуголосие. Есть ученые — медики, биологи, генетики. Они  находятся в состоянии размышления и поиска. Им многое уже понятно, но  больше непонятно и потому интересно. Следствием этого состояния является  их сомнение в возможности сказать что-либо определенное. Их общим  мнением, кажется, является то, что человечество должно с вирусом пожить и  тогда им все станет понятнее. Вирус — он живет с людьми,  приспосабливается, эволюционирует, деятельно осваивает несвойственного  ему носителя — очень интересно. Люди живут с вирусом, приспосабливаются,  деятельно сопротивляются смерти — очень интересно. При этом ученые и  врачи свою профессиональную заинтересованность сочетают с пребыванием в  группе риска, так что в их спокойствии есть что-то от путешественников  начала позапрошлого столетия: вероятность погибнуть высока, но  неизведанное притягательнее. Есть власти. Им точно известно, что надо  делать, их размышление сводится к взвешиванию издержек: что еще можно  запретить так, чтобы разумные люди это поддержали? И поддерживают. Вот,  скажем, Борис Джонсон в Великобритании сначала, как я понял, занял более  или менее близкую к профессиональной медицинской позицию — бережем  стариков, остальные должны переболеть, выработать антитела и жить  дальше. Кто-то умрет, да, это неизбежные потери. Однако не прошло и  недели, как позиция поменялась. Потому что зачем политику нужен упрек,  что из-за его бездействия умерли сотни человек? Рухнувшая экономика,  разорение бизнесов, сгоревшие сбережения, безработица — это последствия  эпидемии. Не личное преступление, это можно пережить. А вот что умерли —  нельзя. Закрыть границы стран. Запретить самолеты,  что интересно — не поезда. Закрыть офисы, что интересно — не  производства, не стройки. Запретить передвижения, развлечения,  потребление, что интересно — богослужения не везде. Закрыть  фитнес-центры, салоны красоты, стоматологию, что интересно — не  поликлиники. Я бы сказал: все, что составляет атмосферу  современного модернизированного города,— все это как раз и нужно  запретить. Именно поэтому, мне кажется, все меры против эпидемии и  известны заранее, и вопрос только в том, можно ли их уже применять. То,  что к нему не относится,— производство, церковь, поликлиники, метро —  там, хотя и много народу собирается, но это не кажется большой  проблемой. Глобальный мир, постиндустриальная экономика обмена,  общественные пространства, friendly city — вот это действительно беда. Я  не хочу сказать, что власти воспользовались вирусом как предлогом,— это  не так. Я хочу сказать, что, в отличие от врачей, власти и до известной  степени население прекрасно знали, что нужно делать — запретить все,  что трансформировало наш мир, и вернуться в предыдущее состояние. Их  объединяет не столько логика борьбы с вирусом, сколько недоверие к миру,  в котором вирус появился. |