Президент России Путин 13 мая поздравил ВГТРК с 25-летием. Он сказал, что новости ВГТРК «безусловно, пользуются доверием и интересом большим у людей. И, прежде всего, потому что они являются правдивыми».
Эта радость совпала по времени с отставкой всего руководства РБК. Уволились и главный редактор газеты «РБК», и главный редактор холдинга, и шеф-редактор… То ли они были недостаточно правдивыми, то ли, наоборот, слишком правдивыми. А ведь всё хорошо в меру.
А ещё хорошо и важно иметь чутьё. Потому что мера правдивости меняется. Роман «Современная идиллия» бессмертного Салтыкова-Щедрина начинается именно с попыток встревоженных обывателей понять, как себя вести, чтоб не наказали:
«Однажды заходит ко мне Алексей Степаныч Молчалин и говорит:
— Нужно, голубчик, погодить!
Разумеется, я удивился. С тех самых пор, как я себя помню, я только и делаю, что гожу. Вся моя молодость, вся жизнь исчерпывается этим словом.
— Да что вы хотите сказать?
— Русские вы, а по-русски не понимаете! Погодить — ну, приноровиться, что ли, уметь вовремя помолчать, позабыть кой об чем, думать не об том, об чем обыкновенно думается… Например: гуляйте больше, в еду ударьтесь, папироски набивайте, письма к родным пишите, а вечером — в карты или в домино засядьте. Вот это и будет значить «погодить».
— Алексей Степаныч! батюшка! да почему же?
— Некогда, мой друг, объяснять! Да и не объяснишь ведь тому, кто понимать не хочет. Мы — русские; мы эти вещи сразу должны понимать. Впрочем, я свое дело сделал, предупредил…»
Герой кинулся к другому приятелю, к Глумову, а тот уже сидит — папироски набивает и:
«— Чудак ты! Сказано: погоди, ну, и годи, значит. Вот я себе сам сказал: Глумов! нужно, брат, погодить! И не объясняюсь. Ибо понимаю, что всякое поползновение к объяснению есть противоположное тому, что на русском языке известно под словом «годить».
— Помилуй! да разве мы мало до сих пор годили? В чем же другом вся наша жизнь прошла, как не в беспрерывном самопонуждении: погоди да погоди!
— Стало быть, до сих пор мы в одну меру годили, а теперь мера с гарнцем пошла в ход — больше годить надо, а завтра, может быть, к мере и еще два гарнца накинется — ну, и еще больше годить придется. Небось не лопнешь».
Небось не лопнем. Давным-давно «переформатировали» НТВ — мы ж не лопнули. Закрылось «Времечко», закрылись какие-то региональные телеканалы… Знаменитые газеты сохранили названия, но по содержанию стали совершенно на себя не похожи…
Схема, в общем-то, одна и та же. Сперва меняется владелец: прежний продал, новый купил. (Точнее было бы сказать: прежний не хотел, но продал, а новый не хотел, но купил.) Потом меняется руководство. Новый владелец (который не хотел покупать, но ему велели) увольняет прежнюю редакцию, назначает новых…
И заметьте: всё по закону, никакой цензуры, свобода слова! Однако новые редакторы каким-то образом понимают, что надо погодить. И с каждым днём надо годить всё сильнее.
Президент России Путин, поздравляя ВТГРК с 25-летием, сказал: «Представляю, насколько это сложно, работать в таком постоянном режиме, постоянно печь эти информационные блины у печки». |