Значение многих событий в новейшей политической истории становится ясно только с годами, и сейчас я жалею, что полтора месяца назад пропустил этот юбилей – десять лет назад, 2 февраля 2004 года, «Коммерсантъ» на правах рекламы напечатал открытое письмо близкого к Борису Березовскому кандидата в президенты России Ивана Рыбкина, в котором автор заявлял, что он обладает «множеством конкретных свидетельств участия Путина в бизнесе».
«Известный Абрамович, стоящие в тени Тимченко, братья Ковальчуки и другие отвечают за бизнес Путина. Я утверждаю: сейчас именно В.В. Путин – самый крупный олигарх в России», – написал Рыбкин, и, как оказалось, это был предпоследний эпизод его политической карьеры. Последний случился всего через три дня, когда Рыбкин исчез, чтобы найтись через пять суток в Киеве и еще чуть позже снять свою кандидатуру, – это был единственный скандал, сопутствовавший тем президентским выборам. Исчезновение Рыбкина и в особенности то, что он, когда нашелся, вел себя как человек, по крайней мере имитирующий безумие, – все это свело к нулю значение любых слов, сказанных Рыбкиным во время предвыборной кампании, и о его открытом письме от 2 февраля никто больше не вспоминал. Но слово иногда оказывается сильнее того, кто его произнес.
Сейчас, спустя десять лет, письмо Рыбкина стоит признать едва ли не самым сильным дискурсообразующим документом, какой только знала постсоветская Россия. Именно Рыбкин ввел в оборот имена Геннадия Тимченко и братьев Ковальчуков (журналисты добавят к ним потом имена братьев Ротенбергов и других героев кооператива «Озеро»), именно Рыбкин первым публично предположил приоритет денег и вообще приоритет материального для Путина и его кремлевской команды. До Рыбкина такое никому не приходило в голову, о Путине говорили как о чекисте, выстраивающем режим личной власти во имя укрепления государства.
Сформулированная Рыбкиным идея «Путин олигарх» нанесла по имиджу чекиста-реваншиста, может быть, самый болезненный удар. Этот тезис стоит назвать гипотезой, потому что, кроме самого Путина, никто точно не знает, какими ценностями руководствуется Путин в действительности, но после 2004 года представление о Путине как о богатейшем человеке страны, прячущем за понятной народу риторикой свои сугубо материальные интересы, превратилось в мейнстрим антипутинской политической мысли. Весь успех Алексея Навального в конце нулевых вырос из того письма Рыбкина, а благодаря Навальному имена Тимченко, Ковальчуков и Ротенбергов стали полноценным политическим лозунгом... Полностью колонку Олега Кашина читайте на Слоне |