Нашумевший почтовый коллапс в Шереметьево – итог многомесячной работы по смене генерального директора «Почты России», который не сошелся с новым руководством в вопросах реформирования почтового законодательства и отрасли в целом.
Наблюдатели полагают, что заинтересованным лицам захотелось посадить своего человека на место руководителя «Почты России». Источник, знакомый с развитием событий, пояснил нам механизм.
Бывший глава «Почты России» Александр Киселев считался крепким отраслевиком и государственником, хорошо знающим свое дело. На самом верху, в частности, его ценили. Поэтому убрать его было непросто.
За собственное мнение, не согласное с мнением нового руководства профильного министерства, законным путем не уволишь. Даже расхождение во взглядах с Аппаратом Правительства по трудовому законодательству не является основанием для досрочного расторжения контракта. Можно было бы сосредоточиться на «неэффективности управления государственным имуществом», ведь Почта – ФГУП. Но главный почтальон сделал из безнадежно убыточного госпредприятия прибыльное. Поэтому для увольнения нужен был железобетонный повод, а для этого было решено просто саботировать те решения, которые почте жизненно нужны, но которые без участия регулятора не принять.
Предприятие само подсказало решение, прошлым летом начав бомбардировать министерство, таможню и курирующее агентство письмами о росте заказов россиян в зарубежных интернет-магазинах и грядущем наплыве посылок из-за рубежа (первое из 18 писем датировано еще июнем 2012 года). Почта просила о необходимости скорейшего выпуска совместного с таможней приказа об открытии дополнительных мест международного почтового обмена, где производится регистрация и таможенный досмотр отправлений. Объяснялось, что в противном случае существующая инфраструктура просто не справится, неизбежно возникнут заторы в аэропортах, пострадают потребители.
Этот сценарий и был использован на всю катушку, почта задохнулась, виноват руководитель, которого надо заменить.