Портреты бывших защитников панк-группы. Часть третья, заключительная
"Лента.ру" завершает цикл материалов, посвященных бывшим адвокатам группы Pussy Riot, которые представляли Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич в процессе по делу о "панк-молебне" в храме Христа Спасителя. Последняя статья - о Виолетте Волковой. Первые упоминания о ней в прессе были связаны с начавшимися в России гражданскими протестами, и она по-прежнему остается политическим адвокатом.
Виолетта Волкова утверждает, что занимается адвокатской практикой уже десять лет. Правда, прежде она в основном выступала в Арбитражных судах и себя считает юристом-специалистом по рейдерским захватам. Волкова говорит, что защита оппозиционеров и Pussy Riot - ее первые известные общественности дела. Как выяснила "Лента.ру", до этого Волкова представляла интересы бизнесмена Олега Шварцмана, рассказавшего "Коммерсанту" о "государственном рейдерстве". А свою карьеру она начинала в фонде по защите интересов военнослужащих.
Знакомство
Из окон кафе на Чистых прудах 5 декабря 2011 года адвокат Виолетта Волкова наблюдала за митингом против нечестных выборов. Волкова сидела на втором этаже, и сверху ей было видно, как полиция выстроила слишком узкий коридор для прохода граждан в метро, как началась давка, как люди стали "обтекать коридор полиции", как за какой-то медийной личностью промчались репортеры с камерами. Впоследствии она узнала, что это был Алексей Навальный. Начиная со следующего дня имя никому до этого неизвестной Виолетты Волковой появлялось в заголовках ведущих российских СМИ если не каждый день, то уж точно каждую неделю.
Активист движения "Солидарность" Михаил Маглов рассказывает, что Волкова позвонила ему утром 5 декабря. Представилась и предложила помощь на митинге - вызволять участников из ОВД в случае задержания (акцию организовывала именно "Солидарность"). "Я была абсолютно уверена, что она закончится плохо: достаточно было проанализировать текущую политическую ситуацию. А она [ситуация] говорила, что выборы прошли не очень хорошо, что люди этим не очень довольны", - вспоминает тот день Волкова. На Маглова она вышла через Твиттер. Волкова участвовала в проекте "Лиза Алерт" и похожих волонтерских организациях, а Маглов был волонтером "Лизы Алерт". В его же твиттере она прочитала о митинге.
"5 декабря был человек, которого звали Виолетта, я даже не знал, что она имеет отношение к поисковому отряду. Человек пишет, что он юрист, готов помочь - ну, я и обратился. Это сугубо человек из Твиттера, непонятно кто такая. А как появилась и откуда появилась - мы не узнавали ни тогда, ни впоследствии", - вспоминает Маглов.
По словам Волковой, твиттер она завела в ноябре 2011-го, всего за месяц до начала протестов. О том, что это "модно", ей рассказала дочь (в этом году ей будет 18 лет; у Волковой также есть 12-летний сын). "Она завела совершенно пустой аккаунт. Я на него сижу смотрю, не понимаю, куда идти, что делать. Первый авторизованный мной человек был [адвокат] Шота Горгадзе. От него я зафолловила следующий контакт - [телеведущего] Владимира Соловьева, - вспоминает Волкова. - Полозова я сразу отметила. Он мой коллега, адвокат, и очень интересно писал". Николая Полозова она пригласила подежурить на митинге ("в команде адвокату всегда легче") и "развиртуалилась" с ним только в кафе на "Чистых прудах" 5 декабря.
Михаил Маглов набрал номер Волковой почти сразу, как только у "Чистых прудов" начались задержания, и попросил попытаться вызволить участников митинга из ОВД "Мещанское". Необычная работа Волкову не пугала: "Любой практикующий адвокат знает, как вести административные дела. Задержали граждан - надо проследить, чтобы правильно были заполнены документы и так далее. В "Мещанском" все закончилось мирно. Из 20 задержанных в отделе остались только пять". После "Мещанского" Полозов отправился домой - праздновать свой день рождения, а Волкова домой добраться не успела: ей позвонил Маглов и попросил поехать в ОВД "Северное Измайлово", куда отвезли задержанных Илью Яшина и Алексея Навального. Затем Волкова поехала в ОВД "Китай-город", куда, по сообщениям СМИ, Яшина и Навального перевезли. А оттуда - в мировой участок Тверского суда, хотя точно никто не знал, где будут рассматривать дело оппозиционеров. |