Умение мыслить и шутить нетривиально присуще не одному только В.М. Кулистикову, убедилась АННА ГОЛУБЕВА, посмотрев передачу Аркадия Мамонтова на «России-1»
Допустим, вы Андрей Лошак.
Целый год вы с вашими коллегами паритесь на тему креатива, употребляете тонны съемочной техники и газпромовских денег, чтобы потом пять вечеров подряд наглядно демонстрировать в эфире НТВ особенности национального маразма, приправленного вашим тонким сарказмом. Ну да, в итоге у вас будут какие-то рейтинги, о вас дня три поговорят на вашем участке соцсети, кто-то сделает вид, что понял юмор, кто-то — что ничего не понял, ну, знатоки еще, может, вспомнят о специфическом чувстве юмора у В.М. Кулистикова.
И тут приходит Аркадий Мамонтов. Собирает в студии людей, показывает им бесхитростную видеонарезку и говорит, что за выходкой пяти девиц в храме Христа Спасителя стоит мировая закулиса, из-за которой торчат знакомые руки главного кукловода всех времен. Люди в студии это обсуждают — динамичненько, в конечной сборке минут 30 с тремя перерывами на рекламу. И все. И где вы теперь, Андрей Лошак, с вашими серийным сарказмом, громоздкими гэгами и затейливыми загогулинами?
© Colta.ru
В принципе, можно было даже никого не звать, Аркадий Мамонтов и без ансамбля убедителен, его сольные выступления разбираются знатоками на цитаты, как некогда речи В.С. Черномырдина.
И если вы Андрей Лошак, пора задуматься, место ли вам в телевизоре, когда такие люди в стране советской есть. Будь вы трижды профессионал — ваши шансы так же мизерны, как у актера, пытающегося переиграть в кадре младенца или котика.
Или, допустим, вы телеобозреватель. Нормальные люди вам сочувствуют, так как по роду занятий вам приходится ковыряться в продуктах телевизионной жизнедеятельности — кто-то же должен заниматься и анализами, так ведь? Но бывают моменты, которые вознаграждают вас за месяцы и годы негигиеничных штудий. Проект Аркадия Мамонтова «Провокаторы. Часть вторая» — как раз из таких редких перлов.
Такое, собственно, невозможно анализировать. Не все в мире поддается осмыслению, некоторые вещи созданы для прямого, непосредственного восприятия. Их сложно пересказать или описать — можно только наблюдать, слушать, ощущать. Как ужимки младенца или котика, музыку или щекотку. Или настоящее кино. Телевидение таким бывает редко — это, как вам кажется, и есть настоящее телевидение. Ни пересказать, ни описать — только и слов, что «это надо видеть».
То есть про это не надо писать.
Но кто-то же должен.
Итак. Во-первых, это тот редкий случай, когда сиквел оказывается еще лучше первой части. Хотя, казалось бы, — куда уж еще.
Первая часть «Провокаторов» была показана телеканалом «Россия-1» в апреле, спустя два месяца после события в ХХС, вторая — 11 сентября, тоже вне видимой связи с чем бы то ни было. Можно предположить, что дело в грядущем рассмотрении апелляции на приговор, но это еще не скоро, через 20 дней. Можно связать выход частей проекта с периодами весеннего и осеннего обострения, но, по-моему, это пустое — чистое искусство, каким является передача «Провокаторы», не имеет инфоповодов и привязок.
В первой части были мощные моменты. Например, когда сотрудник Мамонтова, интервьюировавший Надежду Толоконникову в СИЗО, делился впечатлениями о сатанинском блеске в ее глазах. И уже там прозвучало, что за акцией в храме Христа Спасителя стоит Б.А. Березовский, членкор РАН и наместник Вельзевула на земле. Хотя главным событием был показ самого ролика об акции в храме — на государственном канале, в прайм-тайм, в авторской версии, без купюр, с повторами особо кощунственных моментов. Именно после той передачи самодеятельные певицы проснулись в своем ДОПРе знаменитыми.
Не все участники первой серии снялись в продолжении «Провокаторов», однако новые лица только украсили проект. Место актрисы Людмилы Поргиной и певицы Ольги Кормухиной заняли певица Валерия и певица Вика Цыганова. Место публициста Егора Холмогорова — люди, одетые казаками. Сюжет принципиально не изменился, но за полгода жизнь обогатила его новым материалом.
Разговор вышел на новый уровень. РПЦ — государствоообразующая система (а не «Газпром», как многие до сих пор думали). Богохульники — это те, кто «отрицает божественное в этом мире». Березовский, Удальцов и Навальный — бесы. Толоконникова, Алехина и Самуцевич — не только бесы, но и реальные революционерки. Они, оказывается, замышляли продолжать свои выступления в запрещенных местах, а именно на подводной лодке.
Аркадий Мамонтов сообщил, что «в 2012 году начались самые масштабные в новейшей истории России гонения на Церковь». Иллюстрацией к этому тезису послужили не только кадры, снятые в ХХС, но и свежие видеоматериалы — спиливание креста участницами Femen, сборище у здания Хамсуда, выступления «скандалистки от шоу-бизнеса Луизы Чикконе», ругавшейся матом, который запикали, но для наглядности снабдили разноцветными титрами. Обсуждение гастролей певицы, поддержавшей кощунниц в Москве и гомосексуалистов в Питере, было особенно темпераментным.
Каждый гость принес в студию свое, наболевшее. Продюсер Иосиф Пригожин сетовал, что западные артисты гуляют по нашей территории как хотят, увозя отсюда деньги, а нам не хватает средств на адвокатов для защиты своих интересов. Депутат Виталий Милонов негодовал, что скандалистке и каббалистке Россия дала въездную визу. Писатель Юрий Поляков возмущался, что власти не поддерживают правильных писателей и сажают Марата Гельмана не в тюрьму, а в Общественную палату, а бывшего министра культуры отправляют послом в Ватикан.
Каждый стремился объяснить, где корень зла. Казак с выразительным именем Константин Крылов так и сказал, что корень зла, Ленин, до сих пор лежит на Красной площади. Сергей Роганов, публицист-атеист (редкая профессия), объяснил, что все беды оттого, что мы раскатали по бревнышкам и подленько продали великую супердержаву, СССР. Для президента же аналитического центра «Семейная политика.РФ» Алексея Комова очевидно, что Франкфуртская школа готовит в России революцию, насаждая повсюду наркоторговлю и гомосексуализм.
Была, конечно, не одна чистая аналитика, но и конструктивные предложения. Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда призвал не поминать имени скандальной группы, что было резонно ввиду наступления ночи (передача вышла в Москве в 23:25). Он предложил не называть их девочками, поскольку его никто мальчиком не называет же. Продюсер Пригожин на правах мужа православной женщины требовал от православных прекратить подставлять вторую щеку, а наоборот, всегда отвечать обидчикам. Православный активист Дмитрий Энтео настаивал, что необходимо «законодательно закрепить правовые и моральные устои нашего общества».
Он принес с собой в студию трофей — майку, сорванную с кого-то из сторонников тех-которых-лучше-не-называть. Деяние православного активиста, запечатленное на любительском видео, было одобрено ведущим и показано в эфире.
Но преобладали, конечно, профессиональные материалы — итоги тех сенсационных журналистских расследований, что были проведены ребятами из команды Мамонтова за прошедшие полгода.
Ими было предпринято путешествие в Иерусалим для записи слов Шмуэля Рабиновича, главного раввина синагоги Стены плача, и опроса встреченных на улице мусульман Ибраима и Селима (без фамилий). О событиях в храме Христа Спасителя и вообще в России все эти люди не говорили, их ведь не спрашивали. Обнаружилось нечто более важное — в общем и целом они считают осквернение мест, связанных с религией, недопустимым. Опрашивать раввинов или мусульман в пределах России для репортеров было бы, конечно, слишком легкой задачей.
Отдельный репортаж посвятили мужику, который летом вскрывал себе вены в храме Христа Спасителя. «Нам удалось установить личность этого человека» — законная репортерская гордость звучала в словах ведущего. В самом деле, не всем же работникам госканала полиция, взявшая нарушителя на месте и установившая его личность, выдает подобные сведения. Самого мужика не стали тревожить в доме скорби, но от его матери получили ценные сведения: она побаивается сына.
Кроме того, репортеры «России-1» подготовили познавательный сюжет об истории происхождения балаклавы. |