Людям, так или иначе связанным с такой отраслью, как грузоперевозки по России, не нужно рассказывать о неудовлетворительном, а иногда – и попросту плачевном состоянии российских автотрасс. Любой опытный водитель, осуществляющий доставку грузов по России, не задумываясь, назовет от силы десяток дорог, по которым можно проехать, не рискуя в любой момент «налететь» на вздыбившийся от жары бугор асфальта или попасть в яму. Увы, список плохих дорог будет гораздо длиннее списка хороших трасс.
Неудовлетворительное качество российских дорожных сетей влияет не только на техническое состояние грузовых автомобилей и скорость транспортировки грузов. Оно повышает себестоимость всех без исключения транспортных операций, будь то перевозка негабарита, доставка сборных грузов или транспортировка жидкостей в цистернах. В итоге получается, что из-за некачественного дорожного покрытия грузоперевозки по России стоят гораздо дороже, чем могли бы стоить в более благоприятных условиях.
Эксперты подсчитали, что плохое состояние дорожных сетей может обойтись российской экономике ценой потери более, чем 10% ВВП. Они говорят, что потери будут неминуемы, если в течение ближайших десяти лет на финансирование работ по строительству и восстановлению дорог не поднимется до 5% ВВП.
Аналитики группы «За безопасность российских дорог» утверждают, что из-за неудовлетворительного состояния российских дорог доставка грузов по России составляет 15-20% от средней конечной стоимости продукции. Для сравнения – в США и странах Европы расходы на транспортировку составляют не более 10% от итоговой цены товаров.
Как бы ни старались транспортные компании оптимизировать грузоперевозки по России, какие бы способы не изобретали коммерческие предприятия для уменьшения транспортных расходов (необходимо понимать, что в минимизации этой статьи расходов заинтересованы не только потребители и производители товаров, но и посредники, вынужденные закладывать в стоимость товара цену его транспортировки), без улучшения качества дорог ни один способ не будет достаточно эффективным.
Конечно, доставка сборных грузов, оптимизация схем транспортировки и тщательный анализ условий перевозки дает возможность снизить себестоимость товара в точке доставки. Однако, доставка грузов по России в существующих условиях просто не может быть по-настоящему экономичной.
Россия – страна дорог и расстояний. Не будем говорить о том, что европейские страны по сравнению с нами находятся в более выигрышной ситуации в силу своей компактности. Там, прежде чем оказаться в руках у потребителя, товар преодолевает десятки или сотни километров. У нас нередко – многие тысячи. При этом на финансирование дорожной отрасли у них выделяется, в среднем, 4% ВВП, а у нас – всего 1,5%. И это – при развитых европейских дорожных сетях и разбитых российских дорогах.
Если представители власти не пересмотрят свой подход к финансированию работ по содержанию российских трасс, никакие «оптимальные» транспортные решения, будь то доставка сборных грузов или тщательное планирование маршрутов, не помогут уменьшить затраты на перевозку, существенно повышающие стоимость товаров для потребителя. |