Каждый собственник бизнеса желает обезопасить его от контактов с неблагонадежными партнерами. Одним из средств проверки надежности партнеров является проверка его законности существования. Для этого делается запрос на выписку из ЕГРЮЛ, а также запрос на копию устава в отношении интересующей компании. Эти запросы направляются в регистрационные подразделения Федеральной налоговой службы России, которые осуществляют ведение Единого государственного реестра юридических лиц.
И запрос на копию устава, и запрос на выписку из ЕГРЮЛ вправе сделать любое заинтересованное лицо, без каких-либо ограничений. Они оформляются в произвольной письменной форме с указанием фирменного наименования юридического лица, в отношении которого делается запрос, можно указать ОГРН, ИНН и юридических адрес лица, а также количество экземпляров. При этом выдача копии или выписки может быть срочной – на следующий день после подачи и обычной – пять рабочих дней. В зависимости от срочности различается и размер государственной пошлины.
Также на запросе должны быть указаны данные лица, которое направило его. Для физического лица – это паспортные данные, для юридического – название, ОГРН, ИНН, юридический адрес, а также уполномоченное лицо. Для получения заказанного документа заявитель должен предъявить паспорт, а если запрос на копию устава или выписку из ЕГРЮЛ делался от имени юридического лица, то доверенность от этой организации.
Отметим, также, что организация вправе в отношении самой себя сделать запрос на выписку из ЕГРЮЛ или копию устава. При этом для получения обычной выписки нет необходимости оплачивать государственную пошлину. Запрос должен быть заверен подписью руководителя и печатью организации. Для получения копии устава необходимо оплатить госпошлину в зависимости от степени срочности.
Отметим, что в некоторых инспекциях ФНС России требуют заполнять запрос на копию устава и на выписку из ЕГРЮЛ согласно образцам, размещенных в этих подразделениях. Данное требование с одной стороны неправомерно, так как нет нормативных актов, которые бы регламентировали формы таких запросов, с другой стороны – оно обосновано, потому, что образцы, представленные в налоговой, содержат всю необходимую информацию для составления запроса и упрощения его обработки. Таким образом, заявитель сам определяет для себя следовать предложенным образцам, либо составлять его по своему усмотрению.
В какой-то мере проблема оформления и подачи документов на получение в налоговой инспекции сняла система электронных заявок. В настоящий момент запрос на копию устава или запрос на выписку из ЕГРЮЛ можно подать в электронном виде. Для этого заполняется специальная форма, её можно найти на сайтах множества юридических компаний. Даная услуга пользуется все большей популярностью, так как для оформления заявки на документы и их получение тратиться минимум времени. Нет необходимости составлять запрос, оплачивать государственную пошлину, посещать налоговую инспекцию сначала для того, чтоб подать документ, а затем чтоб забрать. Вместо этого, за несколько минут заполняется форма, производится оплата и в нужное время курьер привозит выписку прямо в офис. Кстати, некоторые компании идут на встречу организациям, которые не имеют системы электронных платежей и предоставляют возможность оплатить получение выписки курьеру после её доставки.
Тем же, кто получает выписку привычным способом необходимо помнить, что запрошенные документы необходимо получить в назначенный день, либо в первой половине дня следующего за ним. Если в указанное время документы не получены заявителем, то они будут отправлены ему по почте на адрес, указанный в документах. При этом налоговая инспекция не несет ответственности за сохранность документов после отправки.
Наличие «свежей» вписки из ЕГРЮЛ, а также копии устава юридического лица является обязательным условием успешной компании. Так как эти документы могут понадобиться совершенно неожиданно, и их отсутствие может повлечь не очень приятные последствия, например, отказ партнера в заключении выгодного контракта или невозможность участия в тендере. |