Современные ритейлеры все больше внимания уделяют изучению психологии поведения покупателей, проводят анализ посетительских потоков и исследуют тенденции и закономерности. Понимание факторов, влияющих на колебание интереса посетителей, является основой успешной бизнес модели. Сегодня данные о трафике посетителей являются вторым по значимости показателем торговой компании (на первом месте стоит информация с POS терминала), ведь именно знание количества посетителей предоставляет информацию об уровне конверсии. Конверсией в торговле называют отношение количества транзакций к общему трафику магазина, и этот показатель обычно выражается в процентном соотношении. Подсчет посетителей сегодня применяется во многих сферах помимо торговли, к ним можно отнести шоу-румы, выставки, музеи и библиотеки. Кроме того, очень значимым является анализ посетительских потоков в аэропортах и вокзалах, транспортные компании внедряют новейшие технологии для оптимизации многих бизнес процессов, связанных с обслуживанием пассажиров.
Способы подсчета посетителей
Для того, чтобы собирать данные о трафике магазина и расчета конверсии применяется система подсчета посетителей. Сегодняшний рынок предлагает широкий выбор оборудования для подсчета посетителей – от инфракрасных горизонтальных датчиков до систем видео аналитики. В зависимости от условий проекта и задач, поставленных перед системой подсчета посетителей, оптимальным может быть тот или иной комплект счетчиков. Стоимость разных моделей может отличаться на порядок, она зависит прежде всего от производителя устройств и в зависимости от продавца может включать различные издержки. Разница в применяемых алгоритмах детекции, а также в используемых технологиях значительно влияет на точность подсчета. Действительно качественные решения для подсчета посетителей включают все необходимые компоненты для запуска системы на месте. Некоторые компании, стремясь максимизировать свою прибыль, разделяют элементы одной системы на несколько продуктов, что в результате является причиной высокой стоимости решения. Основная часть производителей специализируется на одном-двух типах счетчиков посетителей, что не позволяет охватить все задачи ритейла. На мировым рынке существует всего несколько компаний, которые предлагают комплексный подход к анализу посетительских потоков, разрабатывают широкую линейку устройств и программного комплекса. Единственный российский разработчик комплексного решения – это компания MegaCount, развивающая направление изучения психологии посетителей более 9 лет.
Видео счетчики посетителей
Видео системы подсчета посетителей представляют собой счетчики с встроенной обработкой трафика и представлением данных в удобной для анализа форме. Это последнее поколение устройств, широко распространившееся в сфере ритейла, основано на применении новейших аналитических и математических алгоритмов внутри самого датчика. Видео счетчики посетителей занимают основную нишу среди систем подсчета благодаря универсальности применения и достаточно точному подсчету. Основное отличие видео счетчиков посетителей заключается в использовании разных алгоритмов подсчета. Также следует разделить счетчики на моно- и двухобъективные. Стерео счетчики посетителей до недавнего времени считались более точными, чем счетчики с одной линзой, которые были чувствительные к солнечным бликам и теням. Однако, с разработкой новых более совершенных алгоритмов анализа видеопотока появились однообъективные видео счетчики, не уступающие в точности стерео. Видео счетчик посетителей VideoCount от компании MegaCount, использующий алгоритм подсчета 3D ASSIS и работающий на современном высокопроизводительном процессоре, сегодня считается стандартом качественного и точного подсчета. VideoCount 3D ASSIS получил одобрение далеко за пределами России, это устройство применяется известными мировыми брендами в проектах анализа посетительских потоков для подсчета общего трафика магазина, оценки мимопроходящего потока и изучения маршрутов покупателей.
Программное обеспечение для подсчета посетителей
Разные компании предлагают разные способы работы с полученными со счетчиков посетителей данными. Это могут быть специально разработанные программные оболочки, высылаемые отчеты, интеграция в используемую базу данных или Веб-аналитика. Основным критерием работы с данными является функциональность, гибкость и возможность выгрузки отчетов по заданным параметрам. Многие компании-интеграторы услуг подсчета посетителей закладывают абонентскую плату для получения данных заказчиком, кроме того, часто используется модель сбора данных на сервер интегратора. Во-первых, такая организация может привести к утечке конфиденциальных данных о посетительских потоках компании, а во-вторых, у сотрудников предприятия нет возможности моментально получать статистику и оценивать динамику трафика. Российский разработчик MegaCount предлагает комплексный инструмент для анализа собранных данных, включающий программный комплекс «Статистика», Web модуль и программируемую выгрузку для интеграции в существующую базу данных. Данное решение позволяет получать функциональные отчеты, индивидуально разработанные под потребности заказчика.
Точность подсчета посетителей
Каждая компания, планирующая внедрение системы подсчета посетителей, задумывается о точности собираемых данных. Для того, чтобы проверить работу счетчиков посетителей существует несколько методик. Первая применяется, когда счетчики разделяют посетителей на входящих и выходящих. Чтобы узнать точность подсчета, оценивается разница между входящим и выходящим значением, в идеале оно стремится к нулю. Вторым способом является механический подсчет посетителей кем-либо из сотрудников. Но при этом следует принимать во внимание тот факт, что человеческий фактор не исключим, и возможны ошибки, особенно когда поток посетителей плотный в обоих направлениях. В данном случае единственным вариантом для оценки точности оборудование будет ручной подсчет 100 посетителей на вход и сравнение результатов со счетчиком, а затем тот же процесс применяется для выходящего потока. |