Вокзал Павелецкий, который ранее именовался – Саратовский (до второй половины сороковых), является пассажирским терминалом станции Москва—Пассажирская—Павелецкая, находится на Павелецкой площади, д.1, и является одним из 9 железнодорожных вокзалов Москвы.
Построен он был по проекту А. Красовского в 1900 году. Обслуживала станция Рязано-Уральскую железную дорогу, и изначально назывался Саратовским, поскольку управление дороги находилось в Саратове. Свое нынешнее название он получил уже в послевоенное время. Получил он его по посёлку Павелец в Рязанской области. Вокзал фактически дублирует Казанский в Москве, но редко используется в перевозках дальнего следования, по причине плохого развития отдельных участков магистрали.
Здание было построено по строительным канонам того времени. Форма его симметричная, центр повышенный, окна высокие, подъезд широкий и удобный. Входы, багажное отделение, вестибюль, залы для публики, телеграф, аптека, телеграф и буфет – расположены по главному фасаду со стороны площади. А в центре здания – операционный зал.
Здание построено из кирпича. Базируется на бутовом фундаменте. Имеет два этажа и третий над купольной частью здания. Над боковыми выступающими частями находятся мансарды. Здание в целом довольно длинное - 83,7 м. Толщина наружных стен тоже впечатляет - два с половиной кирпича, что является изрядным запасом прочности. Снаружи стены облицованы специальным кирпичом.
Интересные факты про павелецкий вокзал:
1) Площадь перед вокзалом с 1941 по 1992 называлась Ленинской в память о том, что 23.01.1994 туда прибыл траурный поезд, в котором находилось тело Ленина. Возле вокзала в 1979 – 1980 был сооружен Павильон-музей.
2) Обслуживается Павелецкое направление электровозами, которые прошли модернизацию в Ярославе, ЧС2В депо Ожерелье.
3) Павелецкий можно увидеть в нескольких фильмах, а именно: «Парниковый эффект», «Роковая ошибка», «Четыре таксиста и собака».
4) Более 1 тыс. человек в час – составляет пассажиропоток вокзала.
5) За последние 30 лет единственный случай, когда использовались дизельные поезда в прямом сообщении в Москве – имел место на вокзале Павелецкий до 2005 года.
6) В 2009 году Михаил Блинкин, руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, назвал планы по постройке на площади вокзала огромного торгового центра – «форменным варварством». |