После развала Советского Союза практически на всем постсоветском пространстве начался процесс реформирования образования. Обновлялась идеологическая база, совершенствовались образовательные технологии и методики, разрабатывались новые концепции обучения и т.д. Старая советская система образования, в общем-то, неплохая, прекратила свое существование.
Конечно, у нее было много недостатков. Это и марксизм-ленинизм, который пихали куда можно и куда нельзя; и отсутствие индивидуального подхода к ученикам – «у нас все одинаковые»; и «хозяйственный уклон», выраженный в поездках «на картошку»… Но у советской образовательной системы было одно очень хорошее свойство – СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ. Большинство абитуриентов шло получать среднее специальное образование в ПТУ и техникумы. «Вышка» же считалась чем-то элитарным, а отбор в вузы был достаточно жестким. В итоге получалось, что в стране не было проблемы трудоустройства вчерашних студентов и учащихся потому, что специалистов готовили строго в нужных количествах, не больше и не меньше.
Сейчас же из высшего образования сделали какой-то загадочный культ, оно почему-то стало считаться необходимым, чуть ли не обязательным. Такое ощущение, что скоро даже помойные коты будут хвастаться университетскими дипломами. Вот здесь и кроется первая проблема: высшее образование из элитарного превратилось в массовое, даже ширпотребное. Косвенно в этом виноват рынок труда, ведь сейчас даже продавцом-консультантом в магазин без «вышки» устроиться трудно. Второй «виновник» - широко распространенное в обществе стремление повысить социальный статус за счет диплома. Сейчас быть выпускником ПТУ или колледжа просто неприлично – могут и быдлом обозвать, а вузовские «корки» чуть ли не по волшебству превращают человека в умника – «раз университет окончил, то не дурак». Отсюда вторая проблема: катастрофическое падение престижа «рабочих» специальностей и его следствие – упадок среднего специального образования.
Молодых людей, сознательно идущих в образовательные учреждения за знаниями, стало все меньше и меньше. Сейчас идет «охота за корочками», а абитуриенты поступают не потому, что хотят этого сами, а потому, что:
- так хотят родители;
- страшно идти в армию;
- надо чем-то заняться, ведь нормальной работы для вчерашних школьников нет;
- все поступают, и я поступлю!
Самое страшное здесь то, что данный список – реальные ответы абитуриентов на вопрос: «Зачем вы поступаете в вузы?» Так что третья проблема – отсутствие у молодых людей реальной мотивации к учебе – это реальность. Да и средняя школа этому очень способствует, превратившись в инструмент подготовки ученика к вступительным экзаменам. Воспитательная, культурологическая, социально-интегрирующая и прочие функции школы теперь почти игнорируются. Ведь большинство родителей хотят видеть конкретный результат учебы своих детей – поступление в вуз.
Однако даже если человек осознанно выбрал специальность, прилежно учился, честно сдавал все зачеты и экзамены, а любая, даже самая сложная контрольная работа казалась ему детской забавой, то все это не гарантирует ему удачного трудоустройства. Особо тяжелый случай – это экономические и юридические специальности. Из-за перенасыщенности рынка труда экономистами и юристами, любой, даже самый талантливый выпускник рискует остаться не у дел, особенно если у него отсутствует опыт работы по специальности. Таким образом, в отечественном образовании присутствует проблема «перекоса» в сторону определенных специальностей. Вот и получается так, что юристов и экономистов полно, а вот грамотных инженеров не хватает.
Еще одной причиной упадка образования в стране является дефицит квалифицированных педагогических кадров. Качество преподавательского состава оставляет желать лучшего. По сути, школа держится на старых, еще советской выучки, педагогах и на молодых энтузиастах. Остальные выпускники педвузов своей задачей считают не передачу знаний ученикам, а отбытие рабочего времени и получение зарплаты. Вот зарплата-то и есть корень всех бед: она настолько низкая, что не может считаться стимулом для качественной работы. Как говаривал один преподаватель: «Они делают вид, что нам платят, мы делаем вид, что работаем!» Для того, чтобы обеспечить себе более-менее сносный уровень жизни, учитель должен тратить свое время и силы на приработки: репетиторство, подготовку дипломных проектов, выполнение чертежей, написание курсовых работ за деньги и т.д. На основную же деятельность порой не остается ни времени, ни сил.
Хватает в современной образовательной системе и других проблем. Среди них и отсталость в материально-техническом обеспечении учебного процесса, и отсутствие качественного учебно-методического оснащения, и излишняя бюрократизация учреждений образования… Перечислять можно очень долго. Но стоит ли? Лучше надеяться на то, что в обозримом будущем отечественное образование ждут перемены к лучшему! |