О Патриархе Кирилле, "человекопоклонничестве" и реакциях на его высказывания | ||||
21.03 12:38 | 3770 | |||
Александр Шмелев | ||||
1) Совершенно не являюсь поклонником нынешнего Патриарха, однако не могу не признавать, что он является гораздо более образованным человеком, чем большинство журналистов и блогеров, поэтому высказывается более или менее аккуратно и ни про какие "права человека" ничего вчера не сказал, но лишь про "человекопоклонничество" - давно известно и описанное явление (по-гречески оно называется "антрополатрия" и обычно в религиозной и философской литературе используется в такой форме). 2) Смысл "антрополатрии" - в обожествлении человека. Ее классические примеры - культ Ленина (а также в определенное время и Сталина) в СССР, культ фюрера в нацистской Германии и так далее, вплоть до культа Кадырова в глазах некоторых чеченцев. 3) В какой мере можно говорить о торжестве антрополатрии в сегодняшнем мире - вопрос дискуссионный. На мой взгляд, в сравнении с временами 80-летней давности во многих странах она в большей или меньшей степени преодолена. Хотя рецидивы, безусловно, возможны и очень опасны - достаточно посмотреть на законопроект о карах за "путинохульство", недавно внесенный в Думу, культы местных "вождей" во многих южных республиках б. СССР или неадекватное отношение ко многим поп-звездам на Западе, временами (как правило, среди молодых фанатов и особенно фанаток) тоже доходящее до "человекопоклонничества". 4) Не знаю, это ли имел в виду Патриарх Кирилл, или что-то другое, но факт остается фактом: за своей лексикой он следил и про права человека он ничего не сказал. Они появились лишь в заголовках СМИ как косяк условно "либерального" лагеря. 5) Другое дело, что условно "патриотический" лагерь радостно принял эту игру, и сейчас я прочел сразу несколько постов подряд с общим пафосом "ха-ха, какие либералы необразованные, не понимают, что христианство и светский гуманизм - это два противостоящих друг другу учения". Разумеется, это никак не меньшее чушь, чем знак равенства между "антрополатрией" и "правами человека" - достаточно представить себе аналогичные рассуждения про другие явления ("христианство и наука - это два противостоящих друг другу учения", "христианство и спорт - это два противостоящих друг другу учения", "христианство и искусство - это два противостоящих друг другу учения" и т.д.). В реальности христианство и светский гуманизм говорят совершенно о разных сферах: одно про спасение души, другое - про наиболее справедливое обустройство взаимоотношений в земном социуме. Противоречить друг другу они могут разве что в теократиях, типа нынешнего Ирана или запрещенного в России ИГ. Однако и в этом случае гуманизму будет противостоять не "христианство", а "политическое христианство" или как-нибудь в таком духе. |
||||
Обсудить в блоге автора | ||||
Ересь прав
|