Об утечке умов с эмиграцией
мы в России нисколько не тужим,
потому что весь ум ихней нации
никому здесь и на хер не нужен.
Игорь Губерман
По данным опроса НАИРИТ среди молодых российских ученых, 63% хотели бы заниматься наукой за рубежом и всего 26% - в России (11% не определились). Это совпадает, кстати, и с цифрами не так давно проведённого опроса Суперджоб.
Среди основных причин профессиональной эмиграции они назвали отсутствие техбазы: доля нового оборудования в российских НИИ не превышает 20%. На втором месте - низкий уровень зарплат и социального обеспечения: заработок молодого ученого редко превышает 15 тыс. рублей. Естественно, отпечаток на ситуацию накладывает и низкая востребованность результатов научной деятельности (уровень принятых к разработке инвестиционных идей равняется 1%).
В настоящее время в российском инновационном секторе складывается критическая ситуация, связанная с большим оттоком на работу за рубеж наиболее талантливых молодых ученых, научных специалистов и разработчиков. Только в прошлом году в рамках профессиональной эмиграции в США уехало 56 тыс. человек, в Израиль - около 13 тыс. человек , в Австралию - 12 тыс. человек, в Германию - 9 тыс. человек и в Канаду - 8 тыс. человек. Всего же по данным Фонда ООН в области народонаселения (ЮНПФА) с 1992 года из России эмигрировало более 3 млн. специалистов.
Столь высокие темпы профессиональной научной эмиграции объясняется, прежде всего, агрессивной политикой ведущих западных государств и государств Юго-Восточного региона по привлечению наиболее талантливых и перспективных ученых из других стран мира к работе в своих научных и высокотехнологических секторах. Наибольший интерес вызывают математики, физики, химики, специалисты в области информационных и биотехнологий.
При этом главным объектом интереса являются не просто ученые, а наиболее креативная их часть из числа молодых ученых до 30 лет, способная не просто к стандартной научной работе, а к формированию новых революционных идей и технологий. То есть те ученые, чьи идеи и являются основной технологического и инновационного развития.
Для привлечения научных талантов приняты и реализуются специальные государственные программы. Это включает в себя создание большого числа высокооплачиваемых рабочих мест непосредственно для иностранных специалистов, предложение льготных условий ассимиляции и получения гражданства, предоставление широкой программы социального обеспечения.
В настоящее время подобные программы реализуют США, Великобритания, Германия, Франция, Израиль, Австралия, Китай, Южная Корея, Япония, Канада, Малайзия, Сингапур и др. При этом во многих странах утверждены специальные квоты на привлечение иностранных научных специалистов. В США этот показатель составляет 300.000 вакансий, в странах Европейского Союза - 500.000, в Японии - более 200.000.
Результатом реализации данных программ стало то, что на сегодняшний день более 90.000 только молодых российских молодых ученых и специалистов на постоянной основе работает в США, 40.000 - в Германии, 20.000 - в Великобритании, около 4.000 - в Японии и около 25.000 - в Китае.
По мнению экспертов, успешнее всего такую программу реализует Америка: по данным Национального фонда научных исследований США, на долю иностранных научных специалистов здесь приходится 40% всех научных степеней в химии и биологии, 50% научных степеней в математике и компьютерных дисциплинах, 58% - в инжиниринге, 32,1% докторских степеней по естественным и точным наукам и 61,3% - по инженерным дисциплинам.
Что же касается достижений, то иностранные специалисты в США разрабатывают 25% от общего числа технологических новинок, владеют 42% от общего числа технопатентов и создали более 28% инжиниринговых и технологических компаний с доходом более 55 млрд долларов. При этом на 100 иностранных студентов в американских вузах приходится 62 патентные заявки, а на 100 американских студентов только 51 заявка. Кроме того, более трети американских ученых, ставших лауреатами Нобелевской премии, - иммигранты.
Немного иначе обстоит дело в странах Европейского союза: там утверждена квота на привлечение 500 тыс. иностранных научных специалистов. В ЕС введены специальные профессиональные визы для ученых с упрощенной процедурой ассимиляции и получения гражданства. Здесь основными странами для эмиграции российских ученых выступают Германия (около 40 тыс. человек) и Великобритания (20 тыс). Причем в Германии действуют специальные стипендии DAAD, обеспечивающие бесплатное получение высшего образования и проведение научных исследований.
В Китае принята отдельная программа "1000 талантов", направленная на привлечение в страну талантливых ученых. Программа предусматривает предоставление лаборатории или отдела в одном из ведущих китайских институтов и финансовое обеспечение в размере от 70 до 120 тыс. долларов в год. Сейчас в Китае работает примерно 20-25 тыс. российских ученых и изобретателей.
Создавшаяся ситуация несет для России серьезную угрозу. Согласно прогнозам НАИРИТ уже к 2018 году российская наука может полностью лишиться креативного слоя ученых и инноваторов, без которых станет не возможен сам процесс создания новых инновационных технологий. К этому периоду времени может быть пройдена критическая точка, после которой восстановление креативного слоя в полном объеме станет невозможной. В связи с этим, необходимо принятие срочных мер по сохранению талантливых научных кадров.
В частности, НАИРИТ предлагает создать Национальный фонд научных талантов, целью которого станет составление и ведение реестра наиболее талантливых и одаренных российских молодых ученых. Предполагается, что основу правил включения в реестр составят объективные критерии, связанные с достижением значительных результатов в научной сфере, получивших признание на международном уровне (высокие места, занятые на конкретных престижных российских и международных олимпиадах, публикации во влиятельных международных научных журналах и т.п). Участники реестра будут обладать особым статусом в российской научной среде и рядом серьезных привилегий.
В частности, этого может включать в себя получение от государства финансового обеспечения, приоритет при получении финансирования на проведение научных исследований, возможность встречи с первыми лицами государства с целью обсуждения проблем развития российской науки. В ближайшее время НАИРИТ планирует направить письмо Президенту РФ Дмитрию Медведеву по данной проблеме, а также провести широкие общественные дискуссии по определению критериев включения в реестр научных талантов и объему предлагаемых привилегий участникам реестра.
Как отметила Президент НАИРИТ Ольга Ускова: "Чтобы сохранить пока еще достаточно высокий научный потенциал, нам необходимо создать для наиболее талантливых и перспективных российских ученых особый общественный статус, который они не получат ни в одной стране. Это может стать серьезным аргументом в пользу решения остаться работать в России".
Кому лень ходить на сайт НАИРИТ объясняю, что национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) — общественная некоммерческая ассоциация, объединяющая российских разработчиков инновационных технологий. Ассоциация была создана при поддержке профильных министерств, Совета Федерации РФ, Счётной палаты РФ, Российской академии наук, президента и премьер-министра РФ лично. Это вам не Немцов с Миловым или Березовский.
Прямое включение радио Финам:
"УСКОВА: Нет, никогда в этой среде не является первичным вопрос денег. Есть момент, связанный с жизненно необходимым минимумом. Дело в том, что вот, еще одну цифру скажу, она меня тоже шокировала совершенно, сейчас много работаю с регионами – средний заработок молодого специалиста, который имеет высшее образование, по стране 12 тысяч рублей. Вот эта цифра. Я с ними разговаривала, с этими ребятами, в Москве больше, в регионах, во многих местах просто сильно меньше. Я говорю: "Ребят, как вы живете?"
ПРОНЬКО: Сильно меньше от двенадцати.
УСКОВА: От двенадцати – есть восемь, есть пять – это в зависимости от региона. Я говорю: "Как вы живете?", а живут натуральным хозяйством. Летом все работают на этих самых огородах, заготавливают еду – на еду фактически не тратятся, потому что цены в магазинах не сильно отличаются от столичных. И, когда человек попадает в бытовые условия, когда, собственно говоря, он находится в режиме унижения, то, конечно, этот момент тоже превалирует. То есть, как бы есть минимум, который нарушается, даже этот минимум прожиточный нарушается. Поэтому, когда мы говорим о деньгах, то люди, занимающиеся наукой, не имеют средств или возможностей инфраструктурных, ну, грубо говоря, не вести скотский образ жизни. То есть, жилье для того, чтобы можно было встречаться с девушкой, и необходимый прожиточный минимум – это не всегда обеспечивается"
Комментарии партии власти из уст советника председателя Высшего совета Всероссийской политической партии "Единая Россия", руководителя проекта "Кадровый резерв – Профессиональная команда страны":
"... я не вижу проблем ни с западными компаниями, ни с молодыми учеными. Проблема физического отъезда людей за границу становится все менее значительной. Пускай едут в Америку или Корею и там продолжают работать на нас. Какая нам разница?"
"Если все наши ученые вернутся, то будет здорово. Если нет, то не беда. Мы создадим условия уже для следующего поколения".
Далее прямо фрагменты с радио Финам:
"БЕЛКОВСКИЙ: Я полагаю, Юрий Котлер имеет в виду то, что границы между государствами и корпорациями уже стерты настолько, что уже даже неважно, где именно находится человек. По его мнению, мы находимся в некоем глобальном мире, где услужливо уступаем друг другу своих ученых и свои технологии на благо этого самого мира. Поэтому три миллиона россиян или триста – это неважно. Ведь все мы без роду, без племени, без кола и без двора. Мы стали людьми некого нового целого мира и поэтому нам надо отречься от того средневековья, где нам, бедным, приходилось удерживать свои границы, своих ученых, и вообще что-либо свое. Только вот я боюсь, что с западным сугубо собственническим мышлением во всем это как-то не увяжется. Я понял это так.
КОТЛЕР: И вы попали в точку...
...УСКОВА: Юрий (Пронько), а чему вы вообще удивляетесь? Это уже не безобразие, это тенденция. Я обязательно уеду, если увижу халатность и нежелание людей из государственного аппарата развивать инновационный процесс. Только вот в отличие от меня, у них у всех заготовлены запасные аэродромы. Либо эти люди не знают, что они делают, либо они сознательно прикидываются, что не знают, что нужно делать. Либо они работают на обе стороны, либо ездят оттуда к нам в командировку.
ПРОНЬКО: При этом они примеривают штанишки модераторов развития ситуации в нашей стране.
УСКОВА: Какое гражданство у г-на Вексельберга?
БЕЛКОВСКИЙ: Швейцарское, и это всем известно.
КОТЛЕР: Он не государственный служащий.
УСКОВА: Какая разница? Вы даете этому человеку национальный проект, а мне сейчас говорите про какие-то формальности.
БЕЛКОВСКИЙ: Более того, Вексельберг – налоговый резидент кантона Цуг, и налоги он платит там, а не здесь. И вы после этого будете нам заливать про его ответственность перед Россией? Увольте!
УСКОВА: Г-н Котлер, когда вы требуете патриотизма и преданности от наших людей науки, вы забываете, что рыба не с хвоста, а с головы вонять начинает. Вы начните с примера "свыше" и покажите людям, что вы, власть, избранная народом, в случае чего сами отсюда никуда не побежите. Я это к тому, что у людей больше нет в вас такой уверенности. Взять того же министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, который так заботливо и предусмотрительно оформил себе гражданство США, после чего украл наши огромные государственные деньги и был таков. Какие у нас гарантии, что кто-либо из вас завтра не сделает чего-то подобного или еще хуже?
ПРОНЬКО: Юрий, вы находитесь ответить Ольге хоть что-нибудь?
КОТЛЕР: Про власть мы давайте скажем чуть позже. В результате наших поисков по регионам мы обнаружили, что у нас в стране действительно есть талантливые люди, которые готовы оставаться жить и работать в России. Сейчас у них глаза еще горят, но может пройти два-три года и их глаза вместе с их надеждами потухнут, в чем вы совершенно правы. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы этих людей максимально постараться удержать. Само собой речь не идет о физическом принуждении, а об интеллектуальном или эмоциональном удержании, если вам угодно. Они должны быть здесь. Как это сделать? Сложный вопрос"
Сложный вопрос. Партия власти не знает что делать. Партию власти надо подвинуть. Словами Белковского: "модернизация страны заключается в смене власти. Правящая элита никуда уходить не собирается, поэтому и модернизация как таковая невозможна".
Напомню также, что НАИРИТ практически не связан с фундаментальной наукой и гуманитарной сферой. А там дело намного хуже обстоит. |