Его Величество СТУЛ | ||||
2.12 13:15 | 15946 | |||
lady-sumerki | ||||
Если архитектура считается "каменной летописью мира", то дизайн можно по праву считать "летопистю индустриального общества". Один из главных предметов дизайна - всем нам знакомый предмет. Это стул. О нём я вам сегодня и расскажу. Часть моего рассказа, как я и обещала, будет посящена стульям с выставки "Мебель 2010". Но для начала мы совершим небольшой экскурс в историю. Итак, почему именно стул? Известный дизайнер Филипп Старк так ответил на этот вопрос: "Да видимо потому, что именно он является наиболее живым предметом в тандеме человек-предмет". А финский архитектор Алвар Аалто сказал: "Стул создан не для глаза, а для позвоночника". Итак, на сегодняшний день - стул один из самых востребованных предметов. Скажите, вы лично могли бы отказаться от пользования стульями? При этом, считая кресло частным случаем стула (но об этом позже). Стул - именно тот предмет, в котором чрезвычайно важны комфорт и функциональность. От качества используемых нами стульев напрямую зависит наше самочувствие и здоровье. На табурете и неудобном стуле без вреда для здоровья можно сидеть только 15 минут в день! Именно поэтому в портфолио каждого уважающего сеебя архитектора или дизайнера непременно должен быть хотя бы один проект его собственного стула. А многие образовательные программы в области дизайна начинаются с изучения именно этого предмета. Как-то так случилось, что получив диплом техника-архитектора со специализацией "Дизайн интерьера" и даже диплом инженера-архитектора, я и все мои одногруппники не прослушали ни одной подробной лекции об этом удивительном изобретении человечества. Хорошо хоть на курсах повышения квалификации этот пробел был восполнен! Давайте задумаемся: всегда ли существовали стулья? В древности люди сидели на земле и подручных материалах. На востоке и по сей день принято сидеть на коврах и подушках. Считается, что первая мебель для сидения появилась в Египте. Здесь же впервые появляется стул со спинкой, послуживший основой для всех последующих стульев. В Греции мужчины возлежали, а стулья существовали только для женщин и детей. И вплоть до 18 века стул был настоящий привилегией (для богатых, для правителей - вспомните троны, для детей). В Древней Руси было принято сидеть на сундуках, рундуках и скамьях. Отдельные стулья пришли в русскую деревню только с Петром I. Но при этом потребность в спинке существовала давно. Ведь табурет снимает нагрузку с ног, а стул позволяет расслабить спинну. Именно поэтому в XV веке появляется одна из первых бытовая мебель со спинкой - кассиопанка. Это обычный сундук с приделанными к нему подлокотниками и спинкой. Этот вид мебели также является привилегий высших слоёв общества. В XVII веке барокко приносит во Францию пуфы, софы, шезлонги и конопе, которые используются и по сей день. Когда ещё не существовало такой творческой деятельности, как дизайн, эпоха рококо дарит миру знаменитый стул Чиппендейла с изогнутыми ножками - кабриолли (Чиппендейл - англ. краснодеревщик). А теперь я покажу Вам 7 культовых стульев, которые изменили мир. 1) Венский стул №14 немецкого краснодеревщика Михаила Тонета, 1859 год. Из гнутой древесины (распаренную водяным паром или вымоченную в кипящей жидкости древесину выгибали в разных направлениях) в разные времена делались лыжи, бочки, лодки, но именно Тонет применил данную технику для создания мебели и применил ее в фабричном производстве. Стул собирался из шести унифицированных деталей с помощью шурупов и без использования клея. Стулья упаковывали в ящик объёмом 1 куб. м., в который помещалось ровно 36 стульев. Михаил Тонет совершил настоящую революцию в дизайне. На лицо все признаки индустриального дизайна: тиражирование, простота и компактность при транспортировке, удобство и красота. Венский стул был необычайно дёшев и прочен: в рекламных целях он был сброшен с Эйфелевой башни и не разбился. Мебель Тонета нейтральна и вписывается в любой интерьер: деловой, общественный, домашний. Стул №14 стал настолько популярен, что его производство не прекращалось со дня изобретения. Сейчас эта модель производится под № 214, а в каталоге фирмы около 1200 моделей различной мебели (столы, кровати, колыбели, туалетные столики и целые мебельные гарнитуры). 2) Стул Маккинтоша для спальни "Хилл Хаус", 1903 год. Этот стул отличается от других очень высокой спинкой. Однако не стоит забывать, чтоон разрабатывался для спальни - высокая спинка - удобная вешалка для головного убора и одежды. 3) Шезлонг «Model B306» Ле Корбюзье, все изгибы которого буквально созданы для максимального расслабления, 1928 год. 4) Табурет 60 Алвара Аалто, который до сих пор можно с лёгкостью приобрести. В Икее! 1933 год. 5) Табурет «Mezzadro» Акилле и Пьер Джакомо Кастильони, 1957 год. Табурет был представлен на выставке мебели, выполненной из готовых вещей "Формы и цвета в современном доме". Первоначально был сделан из тракторного сидения. Но имеет "брата" по духу - табурет-неваляшку для телефонных переговоров, предназначенный для того, чтобы "сидеть стоя или стоять сидя". Для своего времени дизайн оказался слишком непонятным и в массовое производство был запущен лишь в 1983 году. 6) Кресло "Сакко" П. Гатти, Ч. Полини, Ф. Теодоро (Италия), 1968 год. А вот образец такого кресла, кстати, был встречен мной на выставке "Мебель 2010": К середине 60-х общество устало от переизбытка дизайна, он стал утомлять. Тогда радикально настроенная молодёжь решила делать "дизайн без предметов" - "антидизайн". При всём своём "антидизайне" кресло-мешок безупречно в своей основной функции - на нём удобно сидеть. Туго набитая пластмассовыми гранулами кожаная оболочка легко принимает форму тела сидящего. Я посидела на этом замечательном кресле. И знаете что? Действительно очень удобно! О ужас, я забыла российскую фирму-производителя этих замечательных кресел. Правда, кресло, на котором я сидела, было сделано из кожзама - но очень приятного и качественного. И стоило, кажется, около 4 000 руб. Если кому будет интересно, я смогу узнать название фирмы по их брошюрке, до которой доберусь завтра. У них, кстати, ещё был отличный квадратный пуф, с которого снимается чехол и пуф превращается... в кровать и кресло. Потрясающий гостевой вариант - занимает мало места и стоит около 6 000 руб. 7) Барный стул «W.W. Stool» Филиппа Старка, 1990 год. Стул вызывает ассоциацию с космической органикой. Свободная форма корней растения вместе с серебристой текстурой, стиль «хай-тек». В качестве объекта для сидения создаёт впечатление хрупкости и неустойчивости, однако, это только впечатление обманчиво. Все эти стулья совершили свою революция в дизайне, принеся новые формы, новые технологии, новые идеи в мир мебели. Для тех, кому интересно какие культовые вещи создаются сегодня, 2 интересных ссылки: 14 необычных стульев 16 удивительных кресел Скажу пару слов о кресле. Кресло - тот же стул, но более своершенный и удобный. Его даже можно назвать следующим этапом эволюции стула. т.к. спинка кресла более анатомичная и ортопедическая. И если раньше кресло было просто более "вальяжной" мебелью, то сейчас кресла, как и стулья, просто созданы для разных действий. есть кресла "парадные", есть компьютерные, "кресла-трансформеры и т.д. Теперь Вы поняли почему именно СТУЛ? Вот именно поэтому, мы будем судить о сегодняшней ситуации в производстве мебели, о сегодняшних достижениях дизайна, именно по стульям, представленным на выставке "Мебель 2010". Я Вам не рассказала ещё о двух знаковых стульях, созданных примерно в одно время. Это знаменитое кресло "Брно" знаменитого Людвига Мис ван дер Рое 1930 года и стул "Cesca" менее известных Марта Штама и Марселя Бройера, но созданный двумя годами раньше. Это гениальные стулья, сделанные из трубчатого каркаса и актуальные до сих пор. Я всегда любила творчество конструктивистов и непосредственно Мис ван дер Рое, вероятно, именно поэтому я невероятно "тащусь" от подобных стульев. На выставки подобные были. Переговорное кресло: Впрочем, здесь использован не один профиль. Мне нравятся более "чистые" модели. Но и это кресло заслуживает внимания, тем более, что к нему имеется подходящее компьютерное кресло. А в идеале мне нравится что-то такое: А ребёнка, вынужденного заниматься детским творчеством и делать уроки, сидя на таком стуле, мне искренне жаль: Ну неудобно же! Жёстко, подлокотники пыточные, облокотиться толком не получится, передний край сидушки в ноги врезается... Не офисное кресло, но куда более удобный детский "рабочий" стульчик: Для рисования и раскрасок подойдёт! Мягкий, спинка обещает быть удобной, ласково обнимая малыша. Если говорить о барных стульях, то вот тоже весьма интересная модель: Единственное, чего здесь не хватает - так это перекладины внизу, на которую можно поставить ноги. Знаете, что интересно. Вот ведь барные стулья редко делают с высокими спинками. А знаете почему? Да она там не особо нужна. На барных стульях сидят не очень долго, потому что периодически встают потанцевать и пообщаться, сидят довольно вольяжно, опираясь на стол. А кроме того у барных стульев часто есть та самая перекладина внизу. Годах в 50-60х группа дизайнеров провела исследования и выяснила, что наиболее удобно и эффективно опираться не спиной на спинку стула, а коленями на специальный валик. Были даже сконструированы рабочие места для машинисток с высокой посадкой, без спинки и специальным валиком, в который можно упереть колени. В барном стуле дополнительный упор делается не коленями, а ступнями. Поэтому отсутствие перекладины в данном стуле - серьёзный недостаток и настоящая дизайнерская ошибка. Вообще я очень люблю барные стулья. На своей кухне мы с Денисом мечтаем отказаться от обеденного стола и простых стульев в пользу сочетания барной стойки и высоких стульев с небольшим низким диваном и кофейным столиком. Утром мы любим развалиться. Особенно я. Я тяжело встаю и в утреннем коматозе люблю есть полулёжа, что позволяет делать софа. Вечером перекусить и выпить удобно и приятно за барной стойкой. Друзей тоже шикарно за барную стойку приглашать. А обедаем дома мы редко. Т.к. кухня не резиновая, можно "выгнать" именно обеденный стол. Ведь большие застолья в итоге всё равно собираются где-нибудь в гостиной. А пока мы с Денисом на кухне используем компьютерные кресла. Очень удобно - и развалиться можно, и ровно сесть, и за чайником не идти - а по кухне прокатиться, и даже вращаться можно. Самые мои любимые барные стулья вот такие: Немного вру, правда. Я люблю более плавные линии. Такие: Ну раз уж речь о барных стульях зашла, глядите какие они ещё бывают: Перекладина внизу есть? Крестец на что опереть есть? Удобный стул. Кстати, да, первые стулья (не барные) были с низкой спинкой, на которую можно опереть только нижний отдел позвоночника. Потом спинки выросли, достигнув апогея в стуле Маккинтоша. А потом у спинок появился характерный анатомический изгиб - линия Аккерблума. А ещё иногда спинки делают не прямыми, а как бы "обнимающими" - такие стулья самые удобные. Забавная барная табуретка: Не неудобная, но на долгое сидение не рассчитана. Прозрачный фиолетовый стул на первом плане видится мне крайне неудобным - ровное прямое сидение. Даже передний край не округлый и не загибается, а значит может пережимать вены в ногах, кровь будет застаиваться, ноги затекать, неприятные ощущения от длительного сидения на таком стуле гарантированы. Оранжевый стул позади удобен, это практически классика. Вот эти оранжевые стулья тоже обещают быть чрезвычайно удобными: мягкие, округлые, с обнимающей короткой спинкой: Итак, у самых удобных стульев округлый, загнутый вниз передний край, есть линия Аккерблума (анатомический изгиб спинки), сиденье слегка опрокинуто назад, а угол между сиденьем и спинкой составляет 135 градусов. Такие стулья почти идеал, их смело можно ставить за обеденный стол: Этот стул не нравится мне внешне, совсем не идеал, но вполне годится: А это первый за долгое время складной стул, который меня поразил. Оригинальный, симпатичный и обещает быть довольно удобным для временного складного стула: Следующие стулья уже чем-то похожи на кресла: Эти радуют газетной обивкой, что тоже уже почти стала классикой. Я бы в коридор возле столика с зеркалом и телефоном такое поставила. А у этих шикарный стенд был. Очень эффектная подсветка: Напоследок, небольшой парад стульев. А желающим - задание: выбрать из этого парада стул и описать свои визуальные ощущения. Как думаете удобный/неудобный, нравится ли дизайн, что удачно/что нет? Или можете про свой любимый стул написать. Тогда крайне приветсвуются фотографии ваших домашних стульев или картинки ваших идеалов из интернета! P.S. Хотела вам занятный мебельный гарнитурчик показать, но в тырнете не нашла. Придётся книжку фотографировать. При подготовке материала использовалась информация: http://kak.ru, http://copypast.ru, http://rimini.com.ua, книги С. Михайлова "История дизайна" и лекций моей замечательной преподавательницы Банцеровой Ольги Леонидовны. |
||||
Обсудить в блоге автора | ||||