Фонд «Подари жизнь» на постоянной основе закупает лекарства для детей и молодых взрослых до 25 лет с онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями, которые выписываются из стационаров федеральных клиник для продолжения лечения в амбулаторном режиме по месту жительства.
Практически все наши благополучатели имеют право на получение лекарств за счет средств федерального или регионального бюджетов, однако на деле промежуток между предоставлением препарата в стационаре и получением его по месту жительства составляет от 1 месяца до полугода. В отдельных случаях лекарства пациентам не предоставляются никогда.
Лекарства, входящие в ОНЛС, предоставляются нашим пациентам в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 г. № 665 г. «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи». Лекарственные средства, включенные в данный перечень, должны закупаться субъектом РФ исходя из зарегистрированной численности федеральных льготополучателей. Формирование заявок на закупку лекарственных средств происходит в большинстве регионов поквартально. Таким образом, все пациенты, имеющие право на получение бесплатных лекарственных средств, должны быть обеспечены ими в полном объеме. Однако на практике, ситуация складывается иначе.
За период 2012 -2014 гг. фондом «Подари жизнь» закуплено лекарственных средств, включенных в перечень ОНЛС на сумму 44 801 873,1 руб. (2012 год – 15 878 979 руб., 2013 год – 17 579 937,2 руб., за январь-октябрь 2014 года – 11 342 956,8 руб.)
По нашему опыту, задержки в обеспечении лекарственными средствами связаны с рядом причин.
Первое, обеспечение лекарственными средствами вновь выявленного пациента – федерального льготополучателя. Человек может заболеть в любое время. К сожалению, болезнь, не привязана ни к квартальным заявкам на лекарства, ни к процессу закупки и поставки лекарственного средства. На то, чтобы оформить необходимые документы (инвалидность), встать на учет в пенсионном фонде в качестве федерального льготополучателя, требуется время, а лечение необходимо начинать как можно скорее.
Второе, обеспечение вновь прибывшего пациента – федерального льготополучателя, приехавшего в регион из федерального лечебного учреждения для продолжения лечения. Региональные органы здравоохранения не всегда успевают оперативно отреагировать на нужды этой категории пациентов. Необходимый больному препарат может отсутствовать в регионе. На то, чтобы сформировать заявку, провести торги и осуществить поставку препарата в регион, уходит время. Случается, что пациент вернулся в регион, когда торги только что состоялись, и приходится ждать наступления следующего квартала и организации следующей закупки. Если пациент выписан из федеральной клиники и приехал в регион в конце календарного года, то он также часто оказывается без лекарств, так как бюджет на закупки лекарств уже выбран. Полагаем, что в значительной степени сложившаяся ситуация обусловлена отсутствием коммуникации между федеральным лечебным учреждением и региональными органами здравоохранения. Отсутствие своевременного и постоянного обмена информацией между федеральными клиниками и местными органами здравоохранения приводит к тому, что пациент после выписки по месту жительства предоставлен на определенное время сам себе и вынужден либо самостоятельно покупать лекарственные средства, либо обращаться за помощью в благотворительные фонды.
По нашему опыту, перерыв в лекарственном обеспечении между стационаром федеральной клиники и получением препарата, входящего в ОНЛС, в регионе составляет от 1 до 3 месяцев.
Еще сложнее ситуация с обеспечением лекарственными средствами, не входящими в перечень ОНЛС.
За период 2012 -2014 гг. фондом «Подари жизнь» закуплено по адресной помощи лекарственных средств, не входящих в ОНЛС, но включенных в ЖНВЛП на сумму 107 614 057,3 руб. (2012 год – 37 876 518 руб., 2013 год – 39 681 867,4 руб., за январь-октябрь 2014 года – 30 055 675 руб.). Мы также закупали лекарственные средства, не включенные в перечни ЖНВЛП и ОНЛС на сумму 71 812 264,4 руб. (2012 год – 10 600 032 руб., 2013 год – 25 538 887,5 руб., за январь-октябрь 2014 года – 35 673 345 руб.).
Данные препараты назначаются по индивидуальным жизненным показаниям, и в соответствии федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» наши пациенты имеют право на получение лекарственных средств, назначенных по жизненным показаниям, в полном объеме.
Закупка данной категории лекарственных препаратов осуществляется за счет средств региональных бюджетов, что создает дополнительные трудности в обеспечении пациентов. Помимо сложностей в обеспечении лекарствами, описанных выше, в отношении препаратов входящих в ОНЛС, закупка данной категории лекарств является адресной, это требует времени на принятие положительного решения (в ряде случаев необходимо комиссионное заключение), выделение средств из регионального бюджета, проведение торгов (нам известны случаи, когда, даже при выделении средств, регион не может закупить препарат в связи с отсутствием поставщика). Также крайне распространенной является ситуация, когда лекарственные средства, не входящие в перечень ОНЛС, не закупаются в связи с отсутствием у региона денежных средств.
Характерным примером является ситуация с препаратом «Вифенд», на который фондом «Подари жизнь» было потрачено по адресной помощи за период 2012-2014 гг. 42 764 641,9 руб. (2012 год – 14 846 362 руб, 2013 год – 14 812 666 руб., за январь-октябрь 2014 года – 13 105 613,9 руб.). Данный препарат назначается всегда по жизненным показаниям, перерыв в терапии может привести к тяжелым жизнеугрожающим состояниям. Несмотря на это, почти ни один регион РФ не смог своевременно обеспечить своих пациентов. Такая же ситуация складывается по целому ряду жизненно необходимых нашим пациентам лекарственных средств.
По нашему опыту, перерыв в лекарственном обеспечении между стационаром федеральной клиники и получением препарата, не входящего в ОНЛС, в регионе составляет от 2 до 6 месяцев, или же препарат не закупается регионом вовсе.
Таким образом, фонд является связующим звеном между пациентом и органами исполнительной власти в сфере здравоохранения в вопросах обеспечения лекарственными средствами. С учетом негосударственного статуса фонда, отсутствия юридических обязательств перед пациентами в части обеспечения лекарственными средствами и невозможностью бюджетного планирования, полагаем что данная ситуация нуждается в коррекции и создании более действенных механизмов в обеспечении лекарствами пациентов. |