Толя Клян | ||||
8.07 11:27 | 2987 | |||
Igor Riskin | ||||
У Толи Кляна, который с гордостью рассказывал, что до того, как взять в руки камеру, некоторое время занимался слесарным делом, была коронная фраза, пользовавшаяся неизменным успехом, никогда не надоедавшая ни ему, ни нам, и даже ставшая крылатой. Приехав в командировку, Толя, обозревая новые места, с чувством говорил: "Мог ли я, простой слесарь, подумать, что попаду (увижу, окажусь)..." (дальше следовало название места, описание увиденного и т.д.). В США, во Французской Гвиане, в Пакистане, в Индии, в Камбодже... Там на съемках мы были вместе. Веселый, надёжный, собранный. Профессионал. Мастер на все руки. А до этого - еще во времена ЦТ - он прошел зарубежные корпункты в Йемене и Португалии. Затем в Югославии, где снимал войну. Чего и где он только ни снимал... "Мог ли подумать я, простой слесарь...", - с неизменным энтузиазмом произносил Толя, и мы начинали хихикать. Мог ли подумать я, его бывший коллега, что Анатолий Клян в свои 68 (которые бы ему, правда, никогда никто не дал) поедет в Донецк. На войну. И там погибнет. Будет в автобусе - раненый, теряющий сознание - кричать: "Я не могу держать камеру!". Словно в выпавшей камере и была его жизнь. Мог ли подумать я, экс-корреспондент, обожавший работать с Толей, что увижу эти кадры и услышу его вскрик. И не смогу ему ничем помочь. Хотя бы подхватить эту камеру, за которую он переживал больше, чем за себя самого.
А вспоминается 2003 год. Нью-Йорк. Заканчивается долгая командировка. Мы работали в ООН. Толя и звукооператор Боря Тюлькин подсчитывают все наши кофры с аппаратурой, сумки, коробки... Получается 14, что ли, мест. Габаритных и тяжелых. Но я спокоен, потому что заказал большую машину. Мы выходим из гостиницы и замираем. 63-ю улицу перегородил длинный белый лимузин из тех, на которых знаменитости приезжают получить свой законный "Оскар". На стекле написано: "Welcome, Mr. Igor Riskin". Я наугад позвонил не в ту фирму. В той были только лимузины поменьше и побольше. Я просил большую машину. Они прислали. У нас истерика от смеха. Мы фотографируемся у лимузина. А дальше начинается цирк, потому что багажник чисто декоративный, телевизионную аппаратуру в нем возить как-то не принято. Поэтому все наши металлические кофры и прочее барахло мы запихиваем в этот шикарный салон с кожаными диванами, мини-баром, цветомузыкой и видео-проигрывателем. Едем в аэропорт Кеннеди, собирая все пробки от Манхеттена до Бруклина, ибо наше авто не отличается поворотливостью. Но мы всю дорогу хохочем. Толя с Борей пристрастно изучают и дегустируют содержимое мини-бара, я пытаюсь удержать собственным весом незакрепленные, поставленные один на другой кофры. Один на ухабах лупит меня железным углом по затылку. Но я заслужил. Нашего веселья это не омрачает. Оно продолжается у терминала, куда подкатывает этот сказочный белый лимузин, и из него вместо голливудских звезд выскакивают три мужика в джинсах и жилетках и, помогая себе и друг другу самыми заковыристыми русскими выражениями, достают из лимузина бесчисленные и обшарпанные в долгих путешествиях железные коробки. Съемочная группа летит домой в стиле "Знай наших". "Мог ли я, простой слесарь, подумать...". Кажется, тогда в аэропорту у лимузина Толя этот сакраментальный рефрен не произнес - не до того было. Но про себя-то наверняка декламировал. Толя, Толя... Прощай! |
||||
Обсудить в блоге автора | ||||
Смотри также:
: :