Паша, спорить с таким автором – что против ветра курить Торано Ризерва Декаденс.
Но у жителей Донбасса, действительно, есть антропологические особенности – и они крепко не в пользу Киева. Я сейчас вовсе не про язык.
В центре Донецка, у пересечения Университетской и Артема, висит десятилетия лозунг огромными буквами во всю крышу дома: "Шахтеры – гвардия труда". И советская власть все годы эту элитарность формировала, культивировала и поощряла.
Инженер, еврей, без связей и блата получал на шахте, работая ИТРовцем, 1100 рублей. Его приятель в московском НИИ – получал 109. Рабочий получал вдвое больше. "Лада" тогда стоила 5900, меньше полугодовой зарплаты.
Из Донецка в Москву за колбасой не ездили, а вот из Полтавы, Чернигова, да и из Киева в Донецк – всегда. Потому что Донецкая область была "первая категория снабжения" – там было, на что эти зарплаты тратить (разумеется, по советским стандартам – но по выставочным советским стандартам, как в магазинах на ВДНХ).
Все это формировало желание и возможность дать детям образование, а если не получалось – не создавало комплекс ничтожности: "Не попадет в институт – так будет получать еще кучу денег". При этом шахта была открытым порталом: по блату туда втискиваться не было необходимости.
Отсюда в городе – два десятка государственных институтов и университет. Был спрос, была возможность не убиваясь дать детям образование.
Кооперативная квартира в месяц – 45 рэ, при зарплатах см. выше. Дети не сидели на голове у родителей.
Про почет, ордена и хвалилки с высоких трибун – не говорю. "Гвардия труда" в стране человека труда.
Таких регионов было в СССР несколько, но Воркута, Норильск, Кузбасс – это медвежьи углы, а Донбасс – это еще и благодатный климат юга Украины + до столицы СССР – ночь в поезде, час самолетом. Поезд – 14 рэ, самолет – 25. Ездили на футбол, когда "Шахтер" в Москве играл, целыми шахтами – поезда специальные пускали. Ездили в Москву в театр – не за тряпками, а Высоцкого увидеть.
Все эти люди – не история, они живы. И пожилые мужики в ополчении – это они. А молодые – это те, у кого такое будущее отняли.
Тем, кому такое будущее кажется убогим – из "Жан-Жака" выдите, айфончик приглушите, айпэдик вместо газетки под попу положите и, закрыв глазки, попробуйте посмотреть на него из Тамбова, например. Глазами водилы "Газели" в местном хлебзаводе.
Донбассовцы – они сегодня старая гвардия Наполеона у Ватерлоо. И как оно повернется – история она любит подмигивать не реже, чем повторяться.