| Предсказания кризиса | ||||
![]() |
14.03 16:43 | 3241 | ||
| Дмитрий Мендрелюк | ||||
| Еще летом прошлого года я активно вещал здесь, в Фэйсбуке, о надвигающемся серьезном кризисе, но большинство друзей как-то не воспринимало мои стенания всерьез. Кто-то отшучивался, кто-то смеялся, кто-то (из политических соображений) радовался тому, что «чем скорее все это развалится – тем лучше».
Сегодня все мои опасения подтверждаются. Причем подтверждаются на гораздо более серьезном уровне, чем представлялось мне самому. Экономика России входит в странный штопор и, думается, сейчас мы наблюдаем только первый виток этого штопора. (хотелось бы еще остановиться на том, что еще в начале крымской кампании несколько раз пытался обратить внимание, что нас упорно заставляют не замечать причинно-следственные связи этого «обострения», но сейчас хочется совсем о другом сказать) Думаете, что все эти мои предсказания кризиса идут от того, что я такой офигенный аналитик и прогнозист? Нет. Просто волею обстоятельств я оказался в том месте, где сходятся воедино два очень чутких индикатора «раннего обнаружения» любых изменений в деловом климате страны. Как положительных, таки отрицательных. Реклама и ИТ. Два этих сегмента являются самыми волатильными в нашей нынешней экономике и ПЕРВЫМИ попадают под сокращение в сложные времена (впрочем есть и обратная сторона – когда наступает период роста, эти же сегменты растут опережающими темпами). Про СМИ говорить большого смысла нет. Государству (сегодняшнему, которому даже Академия Наук не сильно нужна в работающем состоянии) СМИ о высоких технологиях не нужны (даже если под государством подразумевать создаваемые им институты развития, где РВК в одиночку бьется с ветряными мельницами на этом поле брани). Индустрии высоких технологий вроде бы и нужна, но очень абстрактно – «хорошо, если есть, хорошо, если о нас пишет, если не будет – тоже ничего страшного». К тому же за последние годы крупные компании слишком хорошо встроились в отлаженную систему «откатов-распилов», чтобы всерьез считать СМИ на что-то влияющими: крупным «западным» компаниям положено выделять бюджет на рекламу – они и выделяют. Но как реальный инструмент всерьез не воспринимают, а просто отдают на откуп (или на кормление) своим маркетологам. С «не очень западными» компаниями еще печальнее. То что они хотят… Представьте себе, что у вас медиаресурс о высокой кухне, высокой виноподаче, о современных технологиях приготовления и прочее. И тут к вам приходит «клиент» и сообщает, что он научился приготавливать салат «Оливье» и очень хочет поделиться этой новостью с миром путем продвижения этого через вас. И конечно же сильно расстраивается и обижается потом, что реклама на вашем ресурсе не работает и, как следствие, ресурс ваш – полное говно. Но это все лирические отступления… А вот с самой ИТ-индустрией все куда интереснее. Её ждут куда более серьезные проблемы, чем можно было предполагать еще полгода назад. А именно – падение ИТ-рынка будет только ускоряться и, мне кажется, мы увидим не одно банкротство ИТ-компаний уже в этом году. Для того, чтобы это понять и в этом разобраться, можно начать с простого понимания того, как принимается большинство решений о покупке и внедрении ИТ (и на частном, и на корпоративном уровне). Представим. Вы – работник на растущем рынке. Вчера вы зарабатывали тысячу у.е., сегодня – две, на вас есть спрос и вы еженедельно рассматриваете предложения о новой работе. Вы довольны собой, вы перестали жить от зарплаты до зарплаты. И вы, сами того не замечая, совершаете простое, понятное и неправильное умственное упражнение – проводите виртуальную кривую ваших будущих доходов, основываясь на кривой доходов прежних. Вы еще не всерьез изучаете каталоги автомобилей В-класса, но уж самые-самые технологические гэджеты (наличие которых у вас в голове тесно связано с имиджем преуспевающего менеджера) вы себе точно можете позволить. Для вас важно, что у вас самая последняя модель айфона или самый-самый планшет с ретиной. Здесь все понятно. А потом вдруг вы лишаетесь работы. Или лишается работы пара коллег, еще недавно сидевшими с вам за соседними столами. И вы начинаете примерять на себя их ситуацию – без чего вы точно могли бы обойтись? И вот тут вскрывается страшная правда ИТ-индустрии – все (условно) ИТ-оборудование, которым мы владеем, имеет такой фантастический запас избыточной мощности, что его хватит еще на несколько лет, если перестать рассматривать свой гэджет как элемент престижа, а относиться к нему с прагматичной потребительской точки зрения. И люди перестают покупать избыточные смартфоны-планшеты-ноутбуки-камеры. Но если следовать обратным логическим путем, то становится очевидно, что спад продаж всего вышеперечисленного – самый, что ни на есть ранний индикатор финансовых проблем у населения, несмотря ни на какие майские указы. С ИТ в корпоративном секторе все приблизительно так-же, только чуть сложнее. Особенно с учетом специфики российского ИТ сектора, который, в отличие от развитых западных рынков, не смог пока стать самостоятельным драйвером экономики и продолжает выполнять вторичную, сервисную функцию по отношению к другим индустриям. Что это означает? Означает, что позиция ИТ-индустрии по-прежнему заключается в позавчерашнем отношении к бизнесам «Вы придумайте, нарисуйте, просчитайте (впрочем, справедливости ради, часто ИТ-компании берут на себя и эти функции), опишите бизнес-процессы, а уж мы вам все это автоматизируем!» И автоматизируют, внедряют, оптимизируют… Еще немного быстрее, еще немного удобнее, еще немного красивше. Какие там Big Data, какая роботизация? Бизнесу надо «Шо б не хуже как у всех!» Конкурентные преимущества за счет новых технологий? Внедрить уникальное решение, которого нет ни у кого в мире? Не, не слышали… И все это живет своей рутинной и малоинтересной жизнью по «поставке салатов Оливье в очередную министерскую столовую», но живет только в период роста. Когда растущий рынок прощает все ошибки. А вот когда рост замедляется, а то и прекращается вовсе, вдруг оказывается, что то, что старая система учета кадров считает на 2 часа в день медленнее – не такая уж проблема. Что время «закрытия» компании в несколько часов – вполне приемлемо. Что сервера справляются, склады учитываются. А «в облаках» это происходит или в старой доброй серверной – не так уж и важно. И что самая новейшая CRM-система не помогает при падающих продажах, а при выборе между конкретным лишним продавцом или новой CRM-системой – побеждает человеческий фактор. И так далее. Так вот когда еще в середине прошлого года все эти факторы начали проявлять себя – сомнений в грядущем экономическом кризисе не осталось. А уж если вы хотите от меня прогноз о том, что будет с экономикой (если опираться на все те же, описанные выше, индикаторы) России в ближайшие полгода, то ответ будет очень печальным – ИТ-индустрия продолжает уверенно заваливаться на бок. А значит будет… Но с другой стороны – какой с меня спрос? Я ж не Минэкономразвития, которой за то же самое получает приличные деньги. |
||||
| Обсудить в блоге автора | ||||












































