tt
bes oday
  Лучшее в блогах
Сюжеты Афиша
Посты дня Репортажи дня Тексты дня Видео дня Фото дня
Умерла Инна Чурикова
15.01 число просмотров 7092 число записей 5
 
Закон для негодяев
15.01 число просмотров 10323 число записей 4
 
Прощай, Макдональдс!
10.03 число просмотров 6278 число записей 3
 
Бедная Камила
12.02 число просмотров 4992 число записей 4
 
Чеченские угрозы
3.02 число просмотров 6211 число записей 10
 
все записи
Реклама
Подождите.
Самое читаемое
Большой человек
20.03 число просмотров 541 число записей 10
 
Теракт в "Крокус-Сити"
26.03 число просмотров 867 число записей 13
 
Смертная казнь
27.03 число просмотров 196 число записей 6
 
Прислать свою ссылку
все котики дня
Интервью Юрия Шевчука в ноябрьском "GQ"
Интервью Юрия Шевчука в ноябрьском "GQ" число просмотров
jewsejka
 


ПОСЛЕ ПРЕМЬЕРА
Философия в будуаре с ...Юрием Шевчуком

Сказ о том, как премьер-министр Путин был посрамлен, воробей умер, а патриарх русского рока приобрел духовный опыт.

[Ксения Собчак:]
Юрий Юлианович, мы с Ксенией, как, наверное, очень многие люди в нашей стране, испытываем к вам искреннее уважение как к поэту, музыканту, человеку искусства. Но честно и сразу признаемся — мы хотели бы поговорить не про искусство. Поводом для этого и интервью стал ваш разговор с Владимиром Путиным. Вы стали первым человеком, решившимся задать Путину в лицо жесткий вопрос.

[Юрий Шевчук:]
Не думаю, что первым. Хотя я не очень за этим слежу.

[Ксения Соколова:]
А мы следим.

[Ксения Собчак:]
Много лет вы писали замечательную музыку — за это вас любили и уважали, а тут вдруг раз...

[Юрий Шевчук:]
...и разлюбили!

[Ксения Собчак:]
Что вы! Напротив, за достопамятной беседой последовал виток вашей небывалой популярности.

[Юрий Шевчук (вздыхает):]
Ксюша, представьте, есть художник и есть пространство — реальный мир, трансцендентный — любой. В данный момент я — художник — встретился с реальностью в лице Путина. Я каждый день сталкиваюсь с одушевленной материей, с которой пытаюсь наладить диалог, а не воевать. Реальности в лице Путина я задал вопросы — не все, к сожалению... Надеялся, что реальность мне ответит.

[Ксения Соколова:]
Реальность ответила вам?

[Юрий Шевчук:]
Реальность — да, премьер-министр — нет.

[Ксения Соколова:]
А вы думал и, ответит?

[Юрий Шевчук:]
Политтехнологи постоянно пытаются что-то вычислить по выражениям лиц ВВ или ДА. В этом есть нечто холопье и рабское. Мне кажется, если есть возможность прямо спросить: «Как вы считаете, у нас во дворе монархия или демократия?» —надо спрашивать. Будет яснее будущее.

[Ксения Собчак:]
Можно еще подойти к морю и спросить у него: «Куда ты течешь?»

[Юрий Шевчук:]
«Море, быть или не быть?»

[Юрий Шевчук:]
«Раздайся, море, говно плывет» — можно и так сказать.

[Ксения Собчак:]
Переведем разговор в менее поэтическое русло. После беседы с Путиным многие вас осудили за то, что вы хоть и правильные вещи сказали, но не вовремя. Встряли со своими вопросами к реальности в разговоре помощи больным детям. Тем самым обездолив детей.

[Юрий Шевчук:]
Нет вовремя! Я потом звонил Чулпан Хаматовой, и мы с ней это обсудили. В начале была торжественная часть, и Путин отчитался во всех финансовых вопросах, о том, как он всем помогает, что из федерального бюджета даются деньги. А потом Путин откинулся назад, взял чашку с чаем и спросил: «Какие будут вопросы? Любые можете задавать». Я и задал. Никто больше, судя по всему, не хотел его беспокоить.

[Ксения Соколова:]
То есть, когда он предложил задавать вопросы, возникла пауза?

[Юрий Шевчук:]
Пауза немного затянулась.

[Ксения Соколова:]
И тут и вы?

[Юрий Шевчук:]
И тут и я!

[Ксения Собчак:]
Скажите, а у вас не возникло ощущения, что власть в лице Путина в данном случае вас просто использовала? Вы стали Петрушкой, фальшдоказательством, что у нас тут тоже свобода слова есть. На неудобные вопросы Путин теперь отвечает: «Какая такая цензура? Вы видели, как меня Шевчук обложил прямо на Первом канале?»

[Юрий Шевчук:]
Мысль не нова, но хочу сказать, что для меня единственным плюсом этой беседы была возможность гражданина спокойно и с достоинством говорить с властью. Так меня родители учили. Я всю жизнь и с власть имущими, и с «крутыми», и с простыми говорил одинаково. А на Первом канале это показали, потому что уже невозможно было не показать.

[Ксения Собчак:]
Ха, ну почему невозможно-то?

[Юрий Шевчук:]
Был большой пул журналистов, иностранных в том числе.

[Ксения Собчак:]
Вы имеете в виду, что они были в помещении? Недавно была встреча Медведева с Обамой, где Медведеву задавались крайне неловкие вопросы по поводу Путина. Это у нас не показали.

[Юрий Шевчук:]
Но то было там, а это — здесь.

[Ксения Собчак:]
Я к тому, что если у нас не хотят чего-то показывать, то не показывают.

[Юрий Шевчук:]
Я всегда за диалог. Вот любой! Пока идут переговоры — нет войны. Вот не хочется гражданки в стране.

[Ксения Соколова:]
А вы думаете, есть вероятность?

[Юрий Шевчук:]
Есть.

[Ксения Соколова:]
Вы бы могли представить себя человеком, который возглавит вооруженную борьбу против кровавого режима за правду и справедливость?

[Юрий Шевчук:]
С наганом?

[Ксения Собчак:]
С микрофоном.

[Юрий Шевчук:]
Нет, революции я не хочу. Я хочу, чтобы наша власть покаялась, раскаялась...

[Ксения Соколова:]
О, мы запаслись попкорном!

[Юрий Шевчук:]
Вдруг до них дойдет что-то, стучится некий переворот сознания.

[Ксения Соколова:]
Звучит по крайней мере наивно.

[Ксения Собчак:]
А можно я спрошу еще более жестко? Вам не кажется, что вся эта ваша политактивность выглядит как отчаянная попытка полузабытого музыканта вернуть популярность. Вы и Артемий Троицкий — немолодые уже люди, не политики, не экологи — вдруг принимаетесь защищать какой-то химкинский лес... С чего бы? Я к вам отношусь с огромным уважением, но год назад, когда я вела радиопрограмму перед премией GQ и спрашивала людей: «Кто, по-вашему, «Человек года» журнала GQ?», мне прислали огромное количество имен порядочных, известных, интересных людей, но там ни разу вы не фигурировали. В этом году, когда я провела такой же опрос, из 100 человек 80 назвали ваше имя.

[Ксения Соколова:]
Короче, моя подруга спрашивает: не являются ли ваши политдемарши восстанием старых забытых пердунов?..

[Юрий Шевчук:]
Понял и отвечу. В прошлом году мы проехали всю страну. 30 городов — везде аншлаги. У нас всегда полные дворцы спорта, стадионы. Мне кажется, что ДДТ пока, слава Богу, не нужен дополнительный пиар.

[Ксения Собчак:]
Возможно, вы просто жертва моды? Сейчас модно критиковать власть.

[Юрий Шевчук:]
Я против этой моды. У меня все не из этого курятника. Есть разница между модой и современностью, которая глубже. Если на то пошло, то мне моя деятельность никаких дивидендов не принесла. Наоборот. Телевидение, радио — все выключили. Мне даже журналисты говорили, что у нас на ТВ две фамилии запрещены — Ходорковский и Шевчук. Для меня это большая честь.

[Ксения Соколова:]
Тогда зачем вас позвали на встречу с Путиным?!

[Юрий Шевчук:]
Случайно. Чего-то не рассчитали.

[Ксения Соколова:]
А с чего вообще начался ваш активный социальный протест?

[Юрий Шевчук:]
С выборов Медведева. Дело не в Медведеве, но я прекрасно понимаю, что добрые дела втемную не делаются. Тогда я в очередной раз почувствовал себя оскорбленным. И вы, наверное, тоже.

[Ксения Соколова:]
Это были первые выборы, когда вы почувствовали, что это профанация? Раньше такого ощущения не возникало?

[Юрий Шевчук:]
Возникало, конечно. Вот уже много лет на всех своих концертах я говорю одну вещь, как в букваре — «Мама мыла раму». «Мы не рабы, ребята, будьте свободны!» Главное, наш забитый электорат научить, чтобы человек не надеялся ни на царя, ни на героя, а думал сам. Так вот, эти выборы — были не выборы, а полное лицемерие и ханжество. А я вообще очень не люблю лицемерие. Поэтому я надел куртку кожаную старую, штаны и пошел на Марш несогласных. Это была уже серьезная акция. Вторая причина моего «несогласия» — разрушение Петербурга. Это ужасно. Санкт-Петербург потерял свой исторический центр, более 200 домов, и это отвратительно.

[Ксения Соколова:]
То есть у вас с действующей властью разногласия эстетические?

[Юрий Шевчук:]
Именно! Когда я слышу этих бесконечных «фонограмщиков», мне отвратительно.

[Ксения Собчак:]
А Марш несогласных — это эстетично?

[Юрий Шевчук:]
Эстетично.

[Ксения Собчак:]
Почему?

[Юрий Шевчук:]
Я не случайно заговорил об архитектуре. Когда что-то рушится, надо бить тревогу, что-то делать. Несколько лет назад я был приглашен на экономический форум. Тогда моя общественная деятельность фактически и началась. Я участвовал в дебатах о Петербурге. Взял много фотографий и видео. Шел уже самый пик разрушения Петербурга, важно было поднять волну, и это у меня получилось.

[Ксения Собчак:]
А чем в вашей общественной деятельности вы больше всего гордитесь, что считаете своей персональной заслугой?

[Юрий Шевчук (обращаясь к фотографу):]
А вот Игорь... Можно рассказать?

[Игорь:]
Я расскажу. В Петербурге есть центр реабилитации алкоголиков и наркоманов, Юрий — один из его основателей и помогает уже много лет. Я там лежал 8 лет назад и с тех пор туда не возвращался. Спасибо ему за этот вклад.

[Ксения Собчак:]
Вы считаете своей личной заслугой то, что Игорь жив?

[Юрий Шевчук:]
Не считаю! Более того, считаю то, что я попросил его вам это рассказать, неправильным, неуместным.

[Ксения Соколова:]
Почему?

[Юрий Шевчук:]
Потому что благотворительность нельзя афишировать.

[Ксения Собчак:]
Тогда зачем афишировать ваши политические пристрастия на концертах и митингах? Может, правильнее говорить тихо, отвести человека в сторону?

[Юрий Шевчук:]
Попробую объяснить. Существует реальность — например, этот стол. На нем стоят предметы. Допустим, мне данное расположение предметов не нравится, я пытаюсь, как художник-демиург, это исправить. Создать гармонию. Мне хочется гармоничной страны. Я много езжу по стране и вижу весь этот бред и кошмар бесконечный. Я не могу на это смотреть! Я люблю этих людей. Я люблю Шукшина, Высоцкого, которые любили простого человека.

[Ксения Соколова:]
А вот сейчас я вас поймаю. Вы говорите, что вам не нравится, как расставлены предметы на столе. То есть вас от этого тошнит и просыпается гражданская совесть. Так?

[Юрий Шевчук:]
Не так плакатно.

[Ксения Соколова:]
При этом мы точно знаем, кто эти предметы таким образом расположил. Автора пейзажа зовут Владимир Владимирович Путин. Вопрос: зачем вы пошли с ним разговаривать? Если ясно, что ваши взгляды на пейзаж не просто противоположны, но крайне враждебны. Я еще понимаю, если бы вы пошли дать ему по морде, но передавать какие-то воззвания — на фига?! Тем более зная, что оппонент достаточно опытен, умен и хитер, чтобы использовать вас в своих целях?

[Юрий Шевчук:]
Он на минуту стал живым, расстроенным. Это хорошо.

[Ксения Соколова:]
Аминь.

[Ксения Собчак:]
А вы правда искренне верили, что он может поменять расположение предметов?

[Юрий Шевчук:]
Я искренне верю в духовный опыт. Таинство смерти заставляет нас копить этот духовный опыт, чтобы умереть не как свинья, а как человек. Эта беседа должна была состояться. В России этот диалог «художник и царь» идет уже тысячу лет. Пушкин и царь, Толстой и император. В данный момент в теле художника был я. Властью был Путин.

[Ксения Собчак:]
Митрополит Филипп тоже беседовал с Иваном Грозным, но это ничем хорошим не закончилось.

[Юрий Шевчук:]
Неправда, мы об этом помним, мы это знаем, мы ценим Филиппа и это добро.

[Ксения Собчак:]
Но это же не меняет ничего! Предметы-то остались там же, как гвоздями прибиты. Это как у Высоцкого: «Даже стулья плетенью здесь держатся на болтах и на гайках».

[Юрий Шевчук:]
Вот вы хоть и говорите, что все прибито, но после Ивана Грозного что было?

[Ксения Соколова:]
Кошмар и ужас.

[Юрий Шевчук:]
Да, кошмар и ужас, а потом оттепель. А потом Россия опять развивалась. Это все работает, не быстро, незаметно, но это ткань истории. Когда я взорвался, мне стали писать актеры, солдаты, сколько было одобрения! «Юра, правильно ты у него спросил, мы вот этого не спросили». Это как песня об осени злополучная, которую я когда-то написал и она пришлась. Люди задумались: «Что же будет с Родиной и с нами?» Вот я еще один вопрос задал. К сожалению, не спел его.

[Ксения Собчак:]
Вы верите, что после этой беседы Путин ушел с неким маленьким, но, как вы говорите, духовным опытом?

[Юрий Шевчук:]
Дай Бог, но здесь у меня иллюзий нет никаких и не было никогда. Я еще в 1984-м сидел на допросах в КГБ за свои песни, и сейчас мне не сладко, но это все материально.

[Ксения Собчак:]
Может, вам просто нравится диссидентский образ жизни? Это молодит.

[Юрий Шевчук:]
Мне не нравится.

[Ксения Собчак:]
Вот мы сидим на кухне. Я понимаю, что вы человек небогатый, но явно можете позволить себе лучшие условия. Но вам же нравится жить в такой обстановке! Вышел в драных джинсах на улицу с сигареткой и плакатиком — это же фан, настоящая жизнь!

[Юрий Шевчук:]
Нет, мне это безразлично.

[Ксения Собчак:]
А что вы будете делать, если перестанете диссидентствовать? Может, для вас трагедией будет, когда вас начнут на Первом канале показывать?

[Юрий Шевчук:]
Нас показывали очень долго и много на Первом канале. В 2000-х годах.

[Ксения Собчак:]
Может, тогда вы и поняли, что так вам комфортнее.

[Юрий Шевчук:]
Нет, первый наш альбом 2000-х был совершенно лирический, и второй, и третий. Для художника заниматься не социальным, а лирикой — счастье. Потому что лирика — это единственное пространство, где только ты сам.

[Ксения Соколова:]
Но рок предполагает социальность?

[Юрий Шевчук:]
Да. Кроме того, страна изменилась. Случились серьезные вещи.

[Ксения Соколова:]
Что вы имеете в виду?

[Юрий Шевчук:]
Все поменялось в худшую сторону. Родина в опасности.

[Ксения Собчак:]
Что на этом столе самое страшное? Если бы у вас была возможность убрать только один предмет, что бы это было?

[Юрий Шевчук:]
Самое ужасное — это идеологический возврат в Средневековье. В сумеречные времена. Нет яркого света...

[Ксения Собчак:]
У нас вроде сейчас идеология на православие направлена.

[Юрий Шевчук:]
Я говорю о настоящих вещах. Сейчас душно без кислорода.

[Ксения Собчак:]
А чтобы кислород появился, что нужно?

[Юрий Шевчук:]
Нужен ветер.

[Ксения Соколова:]
Но ветер-то дорисовать вы не можете!

[Юрий Шевчук:]
Я — могу! Я не переставляю предметы, я их нагреваю. Вот вы стоите между холодным и горячим, и у вас появляется насморк. А что такое творчество? Это насморк и есть!

[Ксения Собчак:]
К сожалению, власть у нас настолько недалека, что она и нагревает, и остужает сама — причем одновременно. Возьмем Марш несогласных. По-моему, это абсолютно придуманная властью история. Если бы они три раза разрешили людям собраться, то на четвертый никто бы не пришел.

[Юрий Шевчук:]
Не согласен. Проявления духа не подвластны цифири.

[Ксения Соколова:]
Интересно, что в остальном они ведут себя вполне разумно. Малотиражные оппозиционные СМИ не трогают, стараются просто не замечать. И это в их положении стратегически правильно. Но с несогласными — прямо паранойя.

[Юрий Шевчук:]
Наши власти не видят будущего, у них нет стратегии и тактики. Мне кажется, у них перед глазами только сегодняшний день. Узость мышления, тактическая неразвитость.

[Ксения Собчак:]
То есть вы согласны, что они сами создали этот опасный тренд?

[Юрий Шевчук:]
Конечно. И когда я это увидел, я опечалился.

[Ксения Собчак:]
Почему? Это же вам на руку.

[Юрий Шевчук:]
Да поймите вы, я мирнейший человек! И я вижу, что этот зажим свободы — он как кипяток в чайнике, где все запарено, однажды рванет и приведет к печальным событиям. Вот я даже Грызлову — в свое время я брал у него интервью для одного документального фильма — говорил, глядя в его просветленные глаза: «Почему нет свободы в России?!» Я сказал: «Отпустите прессу, телевидение, пускай будет полемика в стране, вам же это на руку. Если вы не будете выпускать пар из буйных мозгов, то все это уйдет в революционность, обязательно появятся народовольцы». Грызлов сидел-сидел, молчал и вдруг сказал: «Я передам».

[Ксения Собчак:]
Понятно. Но в таком случае, может, вам стоило бы пойти по другому пути, эволюционному, наладить контакт с властью? Как сделали некоторые ваши коллеги. Рок-музыканты, которых приглашали к Суркову в кабинет. И они ходили.

[Юрий Шевчук:]
Я лишен иллюзий, которые, по-моему, в какой-то момент были даже у мудрейшего Бориса Борисовича Гребенщикова. Речь опять идет о коллизии «художник и власть». Мысль о том, что он может повлиять на власть, очень привлекательна для художника. Например, Карамзин очень дружил с Александром I. Причем в какой-то момент Карамзин уже так вошел в раж, что начал давать Александру I советы по устройству государства, освобождению крепостного народа и прочее. И немедленно получил ответ: «Пошел вон, собака!» После чего сам себя отправил в ссылку от страха. Пока Александр не умер, Карамзин жил в деревне. Это — обычная, абсолютно повсеместная иллюзия, что художник может влиять на власть.

[Ксения Соколова:]
Тогда я вас опять подловлю.

[Юрий Шевчук:]
Валяйте!

[Ксения Соколова:]
Когда я сказала, что Путин — автор пейзажа, или скорее натюрморта в смысле состояния натуры, на столе, вы ответили мне, что пошли на встречу с премьером, чтобы продолжить историческую традицию «художник и власть». Но сейчас вы сами нам подробно — с историческими примерами — растолковали, что такой диалог не имеет смысла.

[Юрий Шевчук:]
Имеет! В этом и парадокс.

[Ксения Соколова:]
Почему в ИХ случае не имеет, а в ВАШЕМ имеет?! Почему Гребенщикову к Суркову ходить западло, а вам к Путину можно?

[Юрий Шевчук:]
Потому что у них все эти беседы чем закончились?

[Ксения Собчак:]
Позором Гребенщикова.

[Юрий Шевчук:]
Нет, всего лишь попыткой встроиться в систему.

[Ксения Соколова:]
А вы себе не льстите. У вас они тоже сомнительно закончились. Ведь не только восхищенные шахтеры пишут, как вы круто выступили! Есть мнение, что Путин вас сделал — чисто по-пацански.

[Юрий Шевчук:]
Это пацаны расстроились. Почувствовали, что есть что-то сильнее их власти.

[Ксения Собчак:]
В ваших рассуждениях я вижу противоречие. С одной стороны, вы говорите, что чувствуете, как накапливается энергия несогласия, которую власть не понимает и не дает ей выхода. С другой стороны, по-вашему, ходить к власти, пытаясь настроить ее на эволюционный путь, тоже как-то глупо. Получается, что вы все равно подкидываете ваши революционные дровишки в эту взрывоопасную смесь. По вашей логике, надо уж тогда дома безвылазно окопаться и сидеть.

[Юрий Шевчук:]
Вы прямо как Дуня Смирнова с Татьяной Толстой!

[Ксения Собчак:]
Ну что вы! Мы гораздо симпатичнее.

[Шевчук (с тоской):]
Видит Бог, как не хотел я этого интервью!

[Ксения Собчак:]
А вот вы нам сейчас расскажете про революционный потенциал, и мы вас отпустим!


[Шевчук (тяжело вздыхая):]
Я абсолютно отличен от Гребенщикова в полемике с властью. Когда Сурков их собрал, он стал говорить о том, что грядет оранжевая революция и надо что-то делать. Вдохновленный Гребенщиков садится, пишет альбом и... встраивается в систему.

[Ксения Соколова:]
У вас, конечно, не так. Хотя обрисованная вами позиция художника близка к вашим же рассуждениям о поиске гармонии.

[Юрий Шевчук:]
Гармонию надо искать, это хороший путь. Надо радоваться, когда ты выступаешь перед людьми.

[Ксения Соколова:]
И не лезть, куда не просят...

[Юрий Шевчук:]
И не лезть, куда не просят. Тут без вариантов. Если ты столяр, ты должен столярничать и не лезть туда, куда не просят. Если ты слесарь, должен точить болты. Если ты женщина, ты должна рожать. Должна заниматься любовью, а не мучить человека разговорами о Путине. А?! Вот теперь я к вам пришел, милые. Почему вы об этом говорите?! Это вам вопрос. Вы его себе сами задали! Почему вы такие активные, почему лезете, куда не просят?!

[Ксения Соколова:]
Подождите-подождите! Мы ни к Суркову, ни к Путину не ходим.

[Собчак (скромно):]
Ты за себя говори.

[Юрий Шевчук:]
Не важно, ходите или нет. Вы с ними на яхтах ходите и по-другому общаетесь. Почему бы вам не заняться своими женскими делами?!

[Ксения Собчак:]
Не переводите стрелки. Мне, например, не хочется заниматься моими женскими делами! И рожать мне не хочется!

[Юрий Шевчук:]
А быть женщиной?! Ты вообще женщиной желаешь быть?

[Ксения Соколова:]
Уважаемый Юрий Юлианович! У нас перед вами есть неоспоримое преимущество. Нас здесь — двое. На двоих у нас по крайней мере есть один ребенок. Так что не пытайтесь сбить нас с толку гендерной нереализованностью. Отвечайте — как пацан своим ребятам — на поставленный вопрос: почему Гребенщикову к Суркову нельзя, а вам к Путину можно?

[Юрий Шевчук (после паузы):]
Между Сурковым и Гребенщиковым был заключен компромисс. Его суть в том, что Гребенщиков занимается музыкой, а Сурков — политикой. Я на этот компромисс не пошел. Вот в чем отличие. Я считаю, что все мы имеем право не только играть на гитаре, но и участвовать в общественной полемике по единственному вопросу: «Куда идет, блин, наша Родина-мать?!» У меня просто была возможность спросить то, о чем хочет каждый второй. Художнику дана возможность, талант аккумулировать все важнейшие вопросы бытия в одной строчке: «Что же будет с Родиной и с нами?» Вот этот вопрос я и задал в очередной раз.

[Ксения Соколова:]
Хорошо. А как вы оцениваете поведение других участников незабываемой мизансцены?

[Юрий Шевчук:]
Я не имею никакого права ни оценивать, ни осуждать, ни винить других участников. Они в данном случае были актеры и сыграли замечательно.

[Ксения Собчак:]
А какое бы название вы дали пьеске?

[Юрий Шевчук:]
«Борис Годунов» — «народ безмолвствовал». Они чудесно пошли в роль, сразу почувствовали сценарий.

[Ксения Собчак:]
То есть в этой пьесе вы — юродивый?

[Юрий Шевчук:]
Да, я в этой пьесе был юродивый, который сказал: «Мальчики-то не снятся?!»

[Ксения Соколова:]
А зачем вас Ярмольник за штаны дергал?

[Юрий Шевчук:]
Ярмольник — великий актер. Он сыграл гениально. Он одной половиной своего лица улыбался Путину, а другой подавал мне отчаянные сигналы, чтобы я перестал. Это было гениально! Честно говоря, Ярмольник напугал меня больше Путина. Это было раздвоение химии и физики на грани невозможного.

[Ксения Собчак:]
Вспоминается пелевинский образ, когда он говорит, что лучшие исполнители минета не только блистательно владеют техникой, но умеют в процессе еще и улыбаться уголками губ.

[Ксения Соколова:]
А как провел свою роль царь Борис, сорри, премьер Владимир?

[Юрий Шевчук:]
Сложно.

[Ксения Соколова:]
Да бросьте, вы же не Ярмольник. Или Путин вас все-таки сделал?

[Юрий Шевчук:]
При чем здесь это? Был вопрос про звонок, когда представитель его администрации перед встречей позвонил мне и попросил не спрашивать лишнего. Это его выбило из седла. А потом сработал опер. Я раз был на допросах, когда на тебя направляют яркий свет и сурово так спрашивают: «Как фамилия?»

[Ксения Собчак:]
Как вы считаете, это домашняя заготовка или человек правда вас не знал?

[Юрий Шевчук:]
Для меня это не была борьба пацанов — кто круче. Но я телевизор иногда смотрю. Вижу, как, например, Дерипаска, владелец заводов и пароходов, трясясь, подписывает, что ему скажут. Я был готов очень многим поступиться ради самого главного — этого вопроса. Я мог бы, конечно, ответить: «А как тебя зовут?» — и меня бы ногами вперед вынесли. Важнее был вопрос о судьбе страны.

[Ксения Собчак:]
Но ответа не получили?

[Юрий Шевчук:]
Да получил! Что все мы, блин, больные, вся страна больная. Я получил этот ответ, я увидел эту болезнь, разлитую по всей стране. Мы все в Средневековье, мы не готовы ни к свободе, ни к демократии, ни к чему.

[Ксения Соколова:]
А вам не кажется, что нежелание и даже страх свободы — это просто свойство человеческой натуры? А те рабы, которых вы призываете быть свободными, на самом деле вполне нормально себя чувствуют. Им не хочется и не нужно жить по-другому.

[Юрий Шевчук:]
Свиньям очень хорошо а хлеву. А мы — люди. Вы готовы к этому — что мы люди?

[Ксения Собчак:]
Это действительно серьезный разговор, может, не для интервью в журнале. Попробуем кратко. Если вспомнить гумилевскую шкалу зарождения-умирания этносов, то мы находимся в стали и аморфности, умирания.

[Ксения Соколова:]
Я недавно прочла доклад Игоря Юргенса. Звучит довольно забавно из уст топ-менеджера, экономиста, но он утверждает, что с племенем вместо народа модернизации нам не видать. Хотя если серьезно, то современные русские — жертвы уникальной в истории генетической катастрофы. Я думаю, этот феномен детально опишут историки будущего.

[Юрий Шевчук:]
Да, генофонд подорван, что говорить. Посмотрите, кто выжил после лагерей и войн.

[Ксения Собчак:]
Именно! А вы этим жертвам подорванного генофонда пытаетесь вдолбить: «Вы не рабы!» Вам не кажется, что это бессмысленный и даже вредный сизифов труд?

[Юрий Шевчук:]
А вот здесь начинается мой духовный опыт. Я буду рубиться до последнего человека. Другого выхода я не вижу.

[Ксения Собчак:]
Но рабов-то все устраивает?

[Юрий Шевчук:]
Дело не в рабах. Дело, может быть, еще хуже. Может, наши люди будут скоро уже не рабы, а просто овощи.

[Ксения Собчак:]
А сейчас они не овощи?

[Юрий Шевчук:]
Нет. Я вообще против того, чтобы называть их рабами, племенем, быдлом. Они — люди. А я не прокурор.

[Ксения Соколова:]
То есть вам кажется, что у этих людей есть потенциал для улучшения?

[Юрий Шевчук:]
Конечно, я вижу очень много простых людей, мне вообще нравится с ними общаться — я это умею и люблю. Почему у нас народ Путина любит? Потому что он умеет общаться. И я умею. А Немцов или Каспаров не умеют.

[Ксения Собчак:]
Вот видите! Вы не думаете, что людям комфортнее в условиях мягкой авторитарной власти, которая существует?

[Юрий Шевчук:]
Я об этом думал в 2002 году. Но потом я перестал так думать. Потому что суверенной демократии не может быть. Любовь и свобода или есть, или нет.

[Ксения Соколова:]
А что нужно, чтобы свобода была?

[Юрий Шевчук:]
Говорить правду.

[Ксения Собчак:]
То есть выйти к народу и сообщить ему, что он по большей части живет в условиях XVII века, в нищете и дерьме — за исключением Москвы, которая собирает со всех деньги? Эту правду?

[Юрий Шевчук:]
Конечно.

[Ксения Собчак:]
Но зачем?! Кому от этого будет легче?!

[Юрий Шевчук:]
Правда лечит. Правда пробуждает дух.

[Ксения Собчак:]
Правда пробуждает революцию.

[Юрий Шевчук:]
Правда пробуждает революцию духа, а какой она будет, зависит от нас самих. Я верю в нашего человека. У него есть способность любить.

[Ксения Собчак:]
Вот он и любит! Путина!

[Юрий Шевчук:]
Да все я знаю!

[Ксения Собчак:]
Так чего вы тогда хотите?

[Юрий Шевчук:]
Меня очень огорчает, что народ любит Путина.

[Ксения Соколова:]
А вы за народ не волнуйтесь, вы за себя волнуйтесь.

[Юрий Шевчук:]
Так я и за себя волнуюсь. А что, вас, девочки, вообще устраивает ситуация в стране?

[Ксения Собчак:]
Вы знаете, когда я вижу, как движется наша история и что происходит, когда во вставшую на дыбы народную массу попадает либеральная идея, мне становится реально страшно. Сейчас по крайней мере не льется кровь. Если люди сами согласны жить в такой ситуации — не надо этих людей трогать. Пусть живут и размножаются.

[Ксения Соколова:]
К тому же если власть будет управлять так, как управляет, эти люди не то чтобы превратятся в мясо, а просто умрут.

[Юрий Шевчук:]
Ваши речи правильные абсолютно, они рациональные — не будь поэтом, не будь художником. Рационально вы, может быть, во всем правы, говоря «не буди лихо, пока оно тихо». Но я совершенно с вами не согласен, я, может быть, идеалист, но я вижу в обществе жажду света, чистоты.

[Ксения Собчак:]
Всякая кровавая резня начинается с жажды света и чистоты...

[Юрий Шевчук:]
Главное, это поменять Человека. Надо выдавить из себя это полусонное, полусытое существо.

[Ксения Соколова:]
Но вы не можете выдавить из человека его сущность!

[Юрий Шевчук:]
Задача огромная, тяжелая, но мы ее выполним.

[Ксения Соколова:]
Ого! Расскажите как. Мы даже готовы присоединиться.

[Юрий Шевчук:]
Нужно говорить об этом и делать свою работу. Моя работа — ездить с концертами и говорить об этом с людьми.

[Ксения Собчак:]
Как с ними говорить?!

[Шевчук (декламирует):]
Наша борьба подошла к концу.
На столе телевизором тюремная клеть.
Спор о начале вновь подвел к яйцу,
Мы сидим за столом и пьем свою смерть.
Солдаты духа, мы горим в трусах.
Слишком много эротики да мало любви,
Страну закопали в этих кустах.
Кого не спроси — «селяви».
И мы дарим друг другу время на память.
Россия — женщина с героическим прошлым.
Немного светлым, немного пошлым,
В постели с настоящим как вечность в бурьяне.
Я думал, она мать, оказалось — тир,
Я для нее бездарен и беден.
Но я достаточно богат, позволю себе время
Печально смотреть на мир.
И наш патриотизм не очень высок.
Он не фужер на банкете, не танцор нагишом.
Он не пение, не марши, для речей он высок.
Он наивен, и прост, и даже смешон.
Он не дубина, не народ, не вождь.
Не чугунный жетон в гранитной руке.
Он — там, где мы хоронили дождь.
Он солнце, тонущее в реке.

[Ксения Собчак:]
Для народа это сложно. Юр, я вам как бывший политолог скажу, нас этому в МГИМО учили. Народу нужны рубленые, короткие фразы. Вспомните речи Черчилля или...

[Юрий Шевчук:]
Это стихи, а не речи. А вы, батенька, плохого мнения о народе. Эта песня хоть и не записана, она сейчас одна из самых популярных. Там припев «Напиши мне, напиши».

[Ксения Собчак:]
А что, слабо без стихов, просто в одной фразе сформулировать месседж людям от «музыканта Юры»?

[Юрий Шевчук:]
Я бы песен не писал, актриса Ксюша, если бы мог все вбить в одну фразу.

[Ксения Собчак:]
Но вы же вбили Путину.

[Юрий Шевчук:]
Вбил. Вот мы и подошли к главному. Искусство не отвечает на вопросы, оно их ставит. Я поставлю все главные вопросы в своей новой программе.

[Ксения Соколова:]
Вы думаете, у ваших новых песен есть шанс стать популярнее хита «Разговор Шевчука с Путиным»?

[Юрий Шевчук:]
Я уверен. Вот вы меня все в жажде пиариться подозреваете, а я вообще не то чтобы очень хочу быть звездой. Я не люблю звезд, которые смотрят в отражение зеркал и тащатся от самих себя. Вот я, звезда, пошел в магазин за хлебом, и меня кто-то не узнал! Убиться можно!

[Ксения Собчак:]
Вас не кто-то в магазине не узнал, вас премьер-министр не узнал.

[Юрий Шевчук:]
Я совершенно спокойно отношусь к этому. Популярность проходит. В итоге остается только искусство. Кто знает архитекторов египетских пирамид? Кто знает, кто придумал Парфенон?

[Ксения Собчак:]
Зато пирамиду Хеопса помним.

[Юрий Шевчук:]
Вот именно! Строил-то не Хеопс.

[Ксения Соколова:]
Хеопс — фараон. Представитель власти. И его имя в отличие от неизвестного архитектора живо в веках. Так-то.

[Ксения Собчак:]
Вот так и вы. Юра, может, лишь кирпичик в пирамиде Путина...

[Юрий Шевчук:]
А может, Путин-кирпичик!

[Ксения Соколова:]
Так, стоп! Сворачиваем пелевенщину!

[Юрий Шевчук:]
Я еще раз говорю, у меня нет амбиций. Через несколько миллионов лет даже Средиземного моря не будет из-за движения тектонических плит, и вам негде будет на яхтах плавать...

[Ксения Соколова:]
Конечно, моря не будет, зато мы останемся. На яхтах плавать.

[Юрий Шевчук:]
Моя любимая поговорка Бродского: «Художник, не забывай об истинном масштабе в рисовании». Поверьте, во мне нет тщеславия, я уже наелся этого, я по природе — наблюдатель, и мне страшно, когда идешь по улице и вокруг мрак.

[Ксения Собчак:]
Если у вас нет амбиций, чего же вам надо?

[Юрий Шевчук:]
Мне интересны глаза нормальных людей. Чтобы в России было меньше унижения, всей этой вакханалии.

[Ксения Собчак:]
То есть вы хотите сделать мир лучше?

[Юрий Шевчук:]
Глупо звучит, но да.

[Ксения Собчак:]
Я задам вам главный вопрос. Все бренно, жизнь так коротка. Столько нужно успеть — увидеть, почувствовать, попять, наконец, просто совершенствовать себя? Скажите мне, ради всего святого, почему нужно делать мир лучше, а не заниматься собой?

[Юрий Шевчук:]
Давайте перекурим. Я сейчас очень постараюсь вам объяснить. (Долгая пауза.) Я хочу ответить не назидательно, а искренне очень. Первая моя встреча со злом произошла в раннем детстве. Тогда были в моде ружья-воздушки, и взрослые ребята стреляли в воробьев. Мне было семь лет, я увидел это бедное существо, которое здоровый парень в упор расстреливал. Я полез в драку и спас этого воробья. Меня избили страшно. Я взял воробья, он у меня жил и вскоре умер, потому что был подбит. С тех самых пор я ни в каком виде не терплю зла. Жажда изменить мир, о которой вы спрашиваете, — это желание защитить идущего рядом, которое в конечном счете определяет все мои поступки. Это не разумный импульс, это чувство. Если бы я рационально поступил тогда с воробьем, я бы просто убежал оттуда, потому что у них были ружья и они были большие. Но я словно попал в другое измерение, когда бился за этого воробья.

[Ксения Соколова:]
Но воробей умер.

[Юрий Шевчук:]
Да, но я стал другим. А прошел бы мимо, и ничего не произошло бы.

[Ксения Собчак:]
Просто мне кажется, что тому воробью, которому вы пытаетесь помочь, помочь нельзя.

[Юрий Шевчук:]
Может, и так. Но надо пытаться — без этого нет никакого смысла у нашего существования.

[Ксения Соколова:]
А нужен ли смысл? Не стоит ли легче относиться к вещам? Может, жизнь — это просто экскурсия. Бог нам показывает что-то и хочет, чтобы мы оцепили, как классно у него получилось это или то…

[Юрий Шевчук:]
Нет, жизнь — это проверочка. Был в III веке такой философ Дионисий Ареопагит, богослов Александрийской школы, грек удивительный. Он ввел термин «мистическое богословие» — путь к достижению истины посредством отрицания (имеется в виду апофатическое богословие. — Прим. ред.). Он пишет, что Бог — не есть сущее и не есть не сущее. Бог не есть истина и не есть ложь. Бог не есть ни добро, ни зло. Бог не есть ни правда, ни ложь. Мне эта «истина посредством отрицания» объяснила многое. Я очень много читал и не понимал о нем ничего. А тут вдруг осенило! Поскольку Господь не есть сущее и не есть не сущее, он, чтобы познать человека, отправился в мир в облике человеческом. Он познал мир — первопричина познала, что она сотворила! Она познала всё горе и ужас нашего существования па земле. Самое фантастическое и сложное для понимания — это наша оторванность от него и вместе с тем его пребывание в нас, с нами.

[Ксения Соколова:]
Вы действительно все это чувствуете?

[Юрий Шевчук:]
Да, иначе я бы об этом не говорил. Говорить в интеллектуальном ключе о философии, богословии совершенно невозможно, почему и пробуксовывает вся философия постмодернистская: у нее нет личного опыта веры, все только от ума. А когда имеешь этот опыт, то видишь уже другие вещи, некий масштаб. Чувство — это тоже способ мышления, познания мира. Только оно в конечном итоге не врет, все остальное — искривление. Вот любовь же никто не объяснил?

[Ксения Соколова:]
Я так и знала, что все закончится любовью.

[Юрий Шевчук:]
А вы были влюблены хоть раз?

[Ксения Собчак:]
Не знаю. Кажется, да. Не уверена.

[Ксения Соколова:]
О любви скучно говорить. Это что-то из области неизъяснимого, не так ли, музыкант Юра? Хотя я, пожалуй, знаю одну нескучную историю про любовь. Несколько лет назад я брала интервью у босса итальянской мафии по кличке, кажется, Трактор. Он сидел в тюрьме пожизненно. Туда невозможно было попасть — но мне устроил встречу старенький профессор — консультант парламента по вопросам мафии. Профессор сказал: «Ты его спроси о том, почему он разорвал Библию пополам и Новый Завет выбросил?» Я действительно спросила об этом Трактора, собственноручно убившего более 100 человек. И очень спокойный Трактор вдруг страшно возбудился. Он сказал примерно следующее: «Ветхий Завет — единственная книга правильная, там все по понятиям. Око за око, зуб за зуб. Все живут по понятиям. Господь — смотрящий. Вдруг приходит какой-то парень, Христос — нищеброд, никто, — и говорит, жить по-старому не будем, а будет у нас любовь! Любовь — вот где начало всего бардака! Она, видите ли, оправдывает все что угодно. Нет ни правил, ни понятий — одна сплошная любовь! Долги платить не надо — у нас любовь, жене мужу верной быть не надо, разводись, бросай детей, если у тебя любовь, нищего лентяя корми, урода жалей, вторую щеку подставляй. Тьфу!» Что-то знакомое слышится, не правда? Может, прав был уважаемый Трактор, и от любви к ближнему все зло? Может, лучшей правда заниматься собой, жить по понятиям, рационально — не пытаться спасти того, кто все равно обречен? Ведь это Бог убил вашего воробья.

[Юрий Шевчук:]
Воробья убил. Но спас человека.

 

 
Обсудить в блоге автора
 

Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса
  
Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса Да, в списках я - Казинская Елена Алесандровна
 
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить
  
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить Какая цель была у терористов? Какие были требования? Ни один теракт не проходил без выдвижения требований и без цели.
 
Что-то у них не вяжется
  
Что-то у них не вяжется В моей голове не вяжутся две картинки: вечерняя от 22 марта и дневная от 23 марта
 
Смертная казнь - как отвлечение от проблем
  
Смертная казнь - как отвлечение от проблем Смертная казнь в недостроенном государстве может привести к ужасным последствиям
 
Вопросы без ответа:
  
Вопросы без ответа: Как шесть террористов могли якобы поместиться в Рено?
 
все записи
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив»
  
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив» Блок на негатив - тема, которой промышляли многие раскрученные каналы. Тут коса на камень нашла только потому, что были затронуты интересы очень крупного бизнесмена, если не сказать, олигарха? И это его люди порешали вопросики
 
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул
  
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул Если вы нашли "мертвого" ежа в холодные месяцы, не хороните его, не выбрасывайте в мусорное ведро...
 
Что не так с системой поддержки "единорогов"
  
Что не так с системой поддержки "единорогов" Я развёрнуто и на полном серьезе готов помочь всем интересующимся темой поддержки «единорогов» советом о том, что не так с нашими «единорогами». Совет можно получить по адресу г. Москва, Лефортовский Вал, д. 5 а/я 201, ФКУ СИЗО-2
 
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН
  
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН В силу специфики этой категории и роста её численности она становится уже не частной проблемой каждого СИЗО или ИК, а системной проблемой властей. То есть такой проблемой, на которую необходимо реагировать
 
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве
  
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве Небольшой аналитический доклад в четырёх частях о том, какие политические силы примут участие в выборах, какие у них сильные и слабые стороны
 
" Умер комментатор Василий Уткин. Сложный, понтовитый, с гонором и прекрасным русским языком. Он такой был один "
" Главный разведчик страны, глава СВР Нарышкин как-то хреново готов к допросам. Расколется на первом же. Больно смотреть "
" Нечастое зрелище подарили нам члены Совета безопасности РФ – круговая порука в прямом эфире. Завтра покажут художественное кино «Военторг наделяет международной правосубъектностью своих клиентов». "
" Посмотрела 1:16 из двух с лишним часов Don’t Look Up и должна сказать, что пока это самый страшный из всех фильмов ужасов, которые я видела в жизни. "
" Получение Нобелевской премии вносит Муратова в реестр иноагентов? "
" Этот арест ведь - открытое признание вины в попытке убийства. Неужто они сами не догоняют? Или нарочно? «Мы и убили-с». "
все записи
Как убежать из Северной Кореи
 
Как убежать из Северной Кореи Как жители КНДР перебираются в Китай и Южную Корею, кто эти люди, и на что они могут рассчитывать
Цена материнства: как рождение ребенка влияет на время, деньги и карьеру женщины
 
Цена материнства: как рождение ребенка влияет на время, деньги и карьеру женщины Цена материнства измеряется не только в деньгах, но и во времени, статусе, эмоциях, здоровье. Forbes Woman разбирается в экономике родительства
все записи
Арест адвокатов
Арест адвокатов
13 октября 2023 года Басманный суд арестовал трое защитников Алексея Навального — Вадима Кобзева, Алексея Липцера и Игоря Сергунина.
все записи
"Гардемарины, 1787. Мир"
"Гардемарины, 1787. Мир"
На экраны вышел фильм "Гардемарины, 1787. Мир", который уже назвали "государственной пропагандистской халтурой".
все записи
Умер Градский
Умер Градский
После перенесенного коронавируса и инсульта скончался Александр Градский. Блогеры рассказывают истории знакомства и дружбы с ним.
все записи
Русский Нобель
Русский Нобель
Нобелевскую премию мира 2021 года получили журналисты - главный редактор российской "Новой газеты" Дмитрий Муратов и основательница филиппинского издания Rappler Мария Ресса за их "усилия по защите свободы слова и самовыражения, что является основополагающим условием для демократии и прочного мира". Итоги премии раскололи российских блогеров.
все записи
"Сфумато"
"Сфумато"
Вышел из печати роман Алексея Федярова "Сфумато" - антиутопия, в которой описываются события, происходящие на территории нынешней России в 2025 году. Книга полна мрачных прогнозов и узнаваемых персонажей.
все записи
BestToday
АПН Северо-Запад Новая газета
Правда Беслана Election2012