От Р-1 до Р-7 и в космос | ||||
![]() |
12.04 16:18 | ![]() |
3276 | |
makhk | ||||
Р-1 (индекс ГРАУ — 8А11, объект «Волга») — первая баллистическая ракета малой дальности, созданная в Советском Союзе по образцу немецкой Фау-2. Имела определённые конструктивные отличия от прототипа, обусловленные различием в материальной и конструкторской базе. С.П. Королев (ракета, комплекс), В.П. Глушко (двигатель), Н.А. Пилюгин (система управления и наземная проверочно-пусковая аппаратура), В.П. Бармин (наземное стартовое, заправочное и другое оборудование), В.И. Кузнецов (командные приборы). В условиях спешки, в связи с жёсткими требованиями к срокам разработки и желанием Гитлера наращивать объёмы бомбардировок Лондона, разработка фон Брауна, ракета Фау-2, имела много недостатков — 20 % собранных ракет отбраковывалось, половина запущенных ракет взрывалась, кроме того отклонение от цели составляло около 10 км (у советской Р-1 было уже 1,5 км).Поэтому при воссоздании Фау-2 требовалось произвести анализ выявленных в ходе запусков недостатков и учесть их при работе над советским вариантом ракеты Р-1, а только потом принять на вооружение. Сразу после войны завод «Миттельверк», находящийся в горах Тюрингии, где строили Фау-2, оказался в зоне оккупации войск союзников. Американцы вывезли около 100 тонн трофейного груза (ракеты, двигатели, запчасти), главного конструктора Вернера фон Брауна и весь костяк ракетной группы в США. Но через два месяца они отдали эту территорию СССР в обмен на Западный Берлин. Так СССР достались части ракет без чертежей и расчётов. Всю технологию производства, все расчёты пришлось делать заново. Р-1 была изменённой модификацией Фау-2. Дальность у неё была не 250, а 270 км, была установлена автоматическая инерциальная система управления (конструктор системы управления — Н. А. Пилюгин). Были применены другие материалы: в немецкой ракете использовалось 87 марок и сортаментов стали и 59 цветных металлов, в Р-1 — 32 и 21 соответственно. В августе 1945 года, спецгруппа «Выстрел» во главе с Сергеем Королёвым начала поиск ракет Фау-2. Это была совместная работа. В ней участвовали десятки видных советских учёных, а руководил коллективом Сергей Королёв, которого возвратили из лагеря ГУЛАГа и дали звание подполковника. Поиски ракеты продолжались около года. Когда стало ясно, что эти усилия ни к чему не приведут, сосредоточились на восстановлении Фау. Сразу после войны завод «Миттельверк», находящийся в горах Тюрингии, где строили Фау-2, оказался в зоне оккупации войск союзников. Американцы вывезли около 100 тонн трофейного груза (ракеты, двигатели, запчасти), главного конструктора Вернера фон Брауна и весь костяк ракетной группы в США. Но через два месяца они отдали эту территорию СССР в обмен на Западный Берлин. Так СССР достались части ракет без чертежей и расчётов. Всю технологию производства, все расчёты пришлось делать заново. В середине 1946 года вместо группы «Выстрел» министр вооружения СССР Дмитрий Федорович Устинов утвердил создание двух институтов: «Нордхаузен» и «Берлин». В них были и советские специалисты. Было принято решение набирать высококлассных немецких специалистов, необязательно ракетчиков, всего согласились работать на СССР (находясь в Германии) около 5 тыс. человек. 13 мая 1946 года было принято постановление Совмина о создании научно-исследовательских центров для нужд ракетной техники. Согласно постановлению министр вооружения Устинов учредил головной научно-исследовательский институт — НИИ-88. При министерстве авиационной промышленности была выделена база — НИИ-456 и опытный завод, где было создано опытное конструкторское бюро для ракетных двигателей, под руководством Валентина Петровича Глушко. Для конструкторского бюро по разработке стартовых комплексов были выделены мощности завода «Компрессор», главным конструктором КБ стал Владимир Павлович Бармин. Министерство промышленности средств связи создало НИИ-885, с главным конструктором во главе — Михаилом Сергеевичем Рязанским. Министерство судостроительной промышленности создало институт по гироскопам (НИИ-10), с главным конструктором — Виктором Ивановичем Кузнецовым. 9 августа 1946 года Устинов подписал приказ № 83-К: «тов. Королева Сергея Павловича назначить Главным конструктором „изделия № 1“ НИИ-88». В НИИ-88 из Германии прибыло более 150 немецких специалистов, что составило вместе с семьями около 500 человек. С 18 октября по 13 ноября 1946 года было проведено одиннадцать пусков ракеты Фау-2. 10 октября 1948 года Королёв проводит первый пуск ракеты Р-1. Меньше, чем за месяц, стартуют ещё восемь ракет Р-1. Первый старт Р-1А (c отделяющейся боевой частью) состоялся 7 мая. На полигоне Капустин Яр к 1957 году было проведено 296 запусков двигателей и 79 учебно-боевых пусков ракеты Р-1. Параллельные проекты Г-1. Параллельно разработкам по проекту Р-1 немецкими специалистами вёлся проект Г-1, масса конструкции ракеты по этому проекту была уменьшена с 3,17 тонн у ракеты Фау-2 до 1,87 тонн, а масса взрывчатки при этом была увеличена с 0,74 тонны до 0,95 тонны, увеличивалась и масса топлива. В немецком проекте Г-1 головная часть ракеты, с находившимся в ней боезарядом уже отделялась. Это позволило облегчить конструкцию, сделав несущим спиртовой бак. Однако, как американцы отдавали предпочтение в разработке баллистических ракет проекту своих военных, так и в СССР поступали так же. Проект Г-1 остался неосуществлённым, хотя работа над ним продолжалась ещё в течение 1949 года. Р-2. В октябре 1949 года уже были проведены полигонные испытания разработанной ОКБ Королева ракеты Р-2Э — экспериментального варианта ракеты Р-2 — на дальность 600 км. Работы в филиале № 1 над проектом, в который вложили много сил и средств, постепенно сворачивались. Р-3. Работы по плану Р-3 под руководством Королева начались уже в конце 1947 года. Нужно было провести широкомасштабные исследования по созданию ракеты на дальность не менее 3000 км В 1944 году в Германии был опубликован отчёт Зенгера и Бредта, в котором обосновывалась возможность создания дальнего бомбардировщика с жидкостным реактивным двигателем. Параллельно с НИИ-88 работы по крылатым ракетам были начаты в под влиянием отчёта Зенгера ещё в 1945 году в НИИ-1, которые были широко развёрнуты с приходом к руководству НИИ-1 Келдыша в 1948 году. Работы над проектом Р-3 велись в уже сформированной в течение 1947 года кооперации. Головным по разработке эскизного проекта было КБ Королева. Двигатели разрабатывались параллельно в двух организациях: в ОКБ-456 — главным конструктором Глушко и в НИИ-1 авиационной промышленности — Полярным. Говоря о конструировании советских ракет, последовавших за Р-1, трудно разграничить временные периоды по их созданию. Так, Королев об Р-2 задумывается ещё в Германии, когда проект Р-1 ещё не обсуждался, Р-5 разрабатывается им ещё до сдачи Р-2, а ещё раньше начинается работа над небольшой мобильной ракетой Р-11, и первые расчёты по межконтинентальной ракете Р-7. Р-5 (индекс ГРАУ — 8А62, по классификации МО США и НАТО — SS-3 Shyster) — советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности (БРСД) наземного базирования. Головной разработчик — ОКБ-1. Принята на вооружение в 1955. ГК: С. П. Королёв, двигатель: В. П. Глушко, система управления: Н. А. Пилюгин. Разработка ракеты Р-5 началась после отказа от завершения разработки ракеты Р-3 с проектной дальностью 3000 км, которая была признана нереализуемой на том этапе развития ракетной техники. Вместо этого было решено разработать ракету с дальностью около 1200 км на основе технических решений, уже опробованных на предыдущих ракетах и воплотить часть из того, что предназначалось для ракеты Р-3. Это была первая советская ракета с несущим баком жидкого кислорода, лишённым теплоизоляции (что компенсировалось подпиткой перед стартом). Кроме этого, конструкторы отказались от стабилизаторов, сделав ракету аэродинамически неустойчивой, хотя воздушные рули остались. Помимо основного варианта с одной боевой частью, у неё были варианты с тремя и пятью БЧ, с соответственно уменьшенной дальностью. Эти дополнительные БЧ подвешивались сбоку. Двигатель РД-103 для Р-5 был ещё более форсированной версией двигателя ракеты Р-1, превзойдя исходный по тяге в 1,7 раза. 21 июня 1956 на вооружение была принята ракета Р-5М (индекс 8К51) — первая советская ракета с ядерным боевым зарядом. Для этой ракеты была разработана новая система управления, важные узлы автоматики были дублированы (а некоторые даже триплированы), что должно было обеспечить большую, по сравнению с исходной ракетой, надёжность. Была увеличена площадь пилонов воздушных рулей, для облегчения режима работы автомата стабилизации, изменена форма головной части. Натурное испытание Р-5М с ядерным зарядом состоялось 2 февраля 1956 года. Ракета Р-5М предлагалась, как первая ступень в невоплощённом проекте ракеты-носителя лёгкого класса для запуска спутника в рамках Международного Геофизического Года, для подстраховки в случае задержки с доводкой Р-7 ![]() Р-7 (разг. «семёрка»; индекс ГРАУ — 8К71) — двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. Она была первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой. Её модификация Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью состояла на вооружении РВСН СССР с 20 января 1960 по конец 1968 года. В МО США и НАТО ракета получила обозначение SS-6 Sapwood, Главное ракетно-артиллерийское управление МО СССР использовало индекс 8К74. На базе Р-7 создано целое семейство ракет-носителей среднего класса, внёсших большой вклад в освоение космоса — на ракетах семейства Р-7 были запущены в космос многие ИСЗ, начиная с самых первых, и все советские и российские космонавты, начиная с первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина. |
||||
Обсудить в блоге автора | ||||