tt
bes oday
  Лучшее в блогах
Сюжеты Афиша
Посты дня Репортажи дня Тексты дня Видео дня Фото дня
Умерла Инна Чурикова
15.01 число просмотров 7703 число записей 5
 
Закон для негодяев
15.01 число просмотров 10972 число записей 4
 
Прощай, Макдональдс!
10.03 число просмотров 6930 число записей 3
 
Бедная Камила
12.02 число просмотров 5673 число записей 4
 
Чеченские угрозы
3.02 число просмотров 6860 число записей 10
 
все записи
Реклама
Ждите.
Самое читаемое
Прислать свою ссылку
все котики дня
Когда и где были изготовлены "Дары волхвов"
Когда и где были изготовлены "Дары волхвов"
В советское время этот вопрос не вызывал особого ажиотажа, и в академических книжках, посвященных искусству Византии, просто и буднично писали: "... так называемые «дары волхвов» - разрозненные части украшения традиционного пояса византийских императоров, подчеркивавшие их сан инсигнии - золотые пластинки-нашивки, украшенные характерной поздневизантийской сканью, в основном изготовлены в XV в."



Собственно до начала нашего нынешнего "нового средневековья" так в научном мире и считалось...

Теперь, вдруг, выясняется - правда исключительно со слов чиновников от РПЦ - совсем иная датировка этого пояса! Их стараниями он "состарился" аж на 15 веков! - т.е. до тех времен, когда еще не только техника филиграни не использовалась в придворном прикладном искусстве, но когда еще и самих византийских императоров не существовало в природе...

Перед началом Рождественского богослужения в ночь с 6 на 7 января 2014 г. в кафедральном соборном храме Христа Спасителя сам патриарх Кирилл (Гундяев) с амвона уверил паству, что "те самые Дары волхвов были бережно сохранены Девой Марией, Матерью Спасителя, и переданы Ею в Иерусалимскую Церковь, где хранились до IV в., а затем были перенесены в новую столицу Восточной Римской империи город Константинополь. Когда же возникла опасность иноземного вторжения в Константинополь, то эта святыня была перенесена на Гору Афон, где с тех пор хранится в монастыре святого Павла" (http://www.patriarchia.ru/db/text/3498182.html)



Синодальный информационный отдел РПЦ также размножил по официальным каналам свою "историческую справку", что "по преданию, до IV в. Дары волхвов хранились в Иерусалиме, откуда впоследствии были перенесены в Константинополь и помещены в храме св. Софии. Здесь их видели русские паломники. В 1200 г. о Дарах волхвов упоминает в своей «Книге Паломника» архиепископ Новгородский Антоний. После падения Константинополя реликвия была передана на Афон, где пребывает до настоящего времени. Золото сохранилось в виде 28 небольших подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря св. Павла. Для поклонения паломников отделяется только их часть" (http://www.patriarchia.ru/db/text/3431945.html).

Наконец, архим. Тихон (Шевкунов) сообщил на своём официальном сайте, что "дары волхвов, свидетельствуют церковные историки, бережно хранила всю жизнь Матерь Божия, передавшая их незадолго до своего успения в Иерусалимскую Церковь, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 г. Далее дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь для освящения новой столицы империи" (http://www.pravoslavie.ru/news/66602.htm).

Да и сами "хранители" реликвии не отстают. Один из членов греческой делегации в Москве, которая сопровождает "дары волхвов", насельник монастыря святого Павла, представитель обители в Священном Киноте и один из эпистатов (членов правительства) Святой горы Афон монах Никодим безапелляционно заявил: "нет никаких сомнений в их подлинности". По его словам, "на золотых пластинах мы видим геометрические узоры, полагаем, что их сделали восточные мастера. Эти подвески составляли единое украшение, которое было принято надевать особам царского рода".

Столь красноречивые заверения в несомненной подлинности "даров волхвов", сделанные, хоть и по принципу "вот-те-крест", но на самом высоком уровне, в короткий срок облетели всю паству РПЦ, вызвав небывалый прилив страждущих коснуться "святыни, которой касался Спаситель".



Но все же, что об этой "реликвии" говорит историческая наука?

Не будем обращать внимания на такие "мелочи", как то, что о переносе "даров волхвов" в 400 г. византийским императором Аркадием (395-408) в Константинополь якобы "для освящения новой столицы империи" не могло быть речи, поскольку новая столица Византийской империи - Константинополь - была официально и торжественно освящена еще 11 мая 330 г. - т.е. еще за 3 поколения до Аркадия.

Не будем придираться и к тому, что ни один церковный историк, вопреки утверждениям архим. Тихона (Шевкунова), не сообщает о каких-либо дарах Богородицы Иерусалимской Церкви (см., например, «Историю Матери Церквей» архиеп. Афинского и всея Эллады Хризостома I, русский перевод которой был опубликован в Москве в 2003 г.).

Не будем вдаваться в ненужные подробности и замечать, что вопреки утверждениям Синодального информационного отдела, архиеп. Новгородский Антоний (в миру - Добрыня Ядрейкович; † 8 октября 1232), посетивший еще будучи мирянином Царьград в 1200 г., вовсе не видел в храме св. Софии никаких нынешних подвесок, но в своей "Книге Паломника" с чужих слов (!) мимоходом упоминает лишь некие золотые сосуды, что "во святей же Софии во олтари дароносивыя сосуты златы, иже принесоша Христу с дары волсви".

К слову сказать, эти же сосуды упоминаются и в описаниях Константинополя XI в. в "Таррагонском анониме", созданном между 1075 и 1098 гг. (Тarragonensis 55 (f. 50-58v); Сiggaar K.N. Une description de Constantinople dans le Tarragonensis 55 // REB 53 (1995), 117-140), и в "Анониме Меркати", представляющем собой латинский перевод 1089-1096 гг. с греческого оригинала, относящегося к 1063-1081 гг. (Ciggaar К.N. Une description de Constantinople traduite par un pelerin anglais // REB 34 (1976), 211-267). "Таррагонский аноним" информирует, что в ризнице св. Софии хранится "золото, принесенное волхвами, которое, когда подносят его к ушам, всегда издает звон и чудесным образом слышится как бы шепот". Разумеется, издавать "звон и как бы шепот" могли лишь золотые сосуды, о которых прямо и говорит Добрыня Ядрейкович (будущий архиеп. Новгородский Антоний), а отнюдь не слитки золота или золотые пластины-нашивки.

Но собственно исторический "подвох" (не буду употреблять неполиткорректного слова "подлог") здесь именно в том, что именно в Средние века - а речь-то, напомню, идет именно об упоминаниях XI-XIII вв. - такие сосуды в форме морских раковин были модны среди европейских чернокнижников, которые, приставив сосуд-ракушку к уху, интерпретировали шумы в качестве предсказаний потусторонних сил...

Кстати сказать, и никакого литургического почитания (τιμιτικην προσκυνησιν) этих "золотых сосудов" - казалось бы, столь ценных христианских реликвий - никогда в Византии не было, т.е. если какие-то сосуды там и были, то их попросту ни разу на поклонение не выносили из ризницы св. Софии... И, стало быть, при случае рассказать о них туристам могли лишь сами работники храма.

Кстати, до последнего времени - до первой половины 1980-х - не было и каких-либо богослужебных последований и перед современными "дарами волхвов" в афонском монастыре святого Павла, пока не участились случаи их вывоза за пределы Афона для сбора пожертвований, для чего был составлен "Молебный канон пред святыми и честными дарами Спасителя нашего, златом, ладаном и смирною, пребывающими во святой обители преподобного Павла", правда, даже для него указано благословение "только для келейного чтения".



А теперь перейдем к первоисточникам, касающимся того, что с такой помпой сегодня путешествует по России.

Первое историческое упоминание нынешнего варианта "даров волхвов" содержится в документе конца XV века, а подробное описание встречается лишь с середины XVIII века (!).

В частности, впервые описывает их русский путешественник Василий Григорович-Барский, посетивший Афон в мае-ноябре 1744 г., который приводит следующие сведения: "о сих дарах глаголют, яко древние благочестивые греческие цари, смесивши вкупе ливан и смирну, сотвориша некия зерна диравы, аки на четках зерна, а из злата соделаша дрот (проволоку) и решетки дробно переплетенны, и тем златым дротом часть от зерен пронзающе, а часть решетками престилающе, сотвориша себе драгоценный пояс, и в праздники Христовы в честь его на себе ношаху, иже широк бяше, яко на три перста. Бяху же на нем во время моё (1744) решеток изваянных девять, а между ними перевязанных зерен из смирны и ливана 69, с многими маргаритами (жемчужинами), иже испущаху велие благоухание. Сия дарова тамо владычица – Маро, дщерь Юрия владыки Сербскаго" (Пешеходца Василия Григоровича-Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, мон. антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г. Ч. 2. СПб., 1785; науч. изд.: Второе посещение Святой Афонской Горы Василием Григоровичем-Барским, им самим описанное, более подробное, с 32-мя собственноручными его рисунками и картою Афонской Горы. СПб., РПМА, 1887. С. 398).

Упомянутая Василием Григоровичем-Барским "Маро, дщерь Юрия владыки Сербскаго" это историческое лицо - Мара Бранкович, 1418 г.р., дочь сербского деспота Георгия (Джурджа) Бранковича (правившего Сербией с 1427 по 1456 год) и Ирины Кантакузины (византийской принцессы), жена (с 1435 года) османского султана Мурата II. Факт принесения Марой Бранкович в дар сербскому монастырю св. Павла на Афоне в 1470 г. поздневизантийского золотого пояса, насчитывавшего 9 золотых пластин и 69 бусин из смеси ладана и смирны, был документально зафиксирован в турецком фирмане, утраченным уже лишь в начале XX в. - во время пожара 1902 года. Правда, ни Мара Бранкович, ни турецкие хронисты еще не знали, что это были те самые "дары волхвов". В Османской империи Мара Бранкович жила до смерти мужа, до 1451-го года. Вернувшись в Сербию, от своего пасынка Мехмеда II она получила две области, а после смерти отца стала играть важную роль в политической жизни Сербии. Но из-за конфликта с провенгерски настроенным братом Лазаром она вернулась к султану Мехмеду II. От него она получила имение в небольшом местечке недалеко от Салоников и неплохое содержание. Мара Бранкович, будучи христианкой, на регулярной основе спонсировала сербский афонский монастырь. Согласно легенде XIX в., чтобы передать афонским монахам "дары волхвов", Мара морским путем добралась из Константинополя до берегов Святой Горы. Но после того как она ступила на сушу и приблизилась к стенам монастыря Святого Павла, ее остановила сама Богородица, сказав, что та, будучи женщиной, не имеет права идти дальше. Мара дождалась монахов и передала им "дары"... В XIX веке якобы именно на этом самом месте был установлен крест, а затем, уже на деньги Российского императора, здесь же построена часовня, на которой изображена царица Мара с вооруженными турецкими охранниками, а напротив - монахи, принимающие "дары волхвов".



Как видим, в XVIII в. "дары волхвов" представляли собой еще единое целое и составляли вкупе золотой пояс шириной 6 см (1 перст - примерно 2 см). Такие золотые пояса были известны у византийских императоров как подчеркивающие их сан инсигнии, но, как уже отмечено, ни в одном из исторических источников нет ни слова о литургической традиции ношения золотого пояса из "даров волхвов" на Господские праздники. Кстати, монах Никодим, представитель монастыря святого Павла в Священном Киноте и один из эпистатов (членов правительства) Святой горы Афон, также заявляет, что ранее "эти подвески составляли единое украшение, которое было принято надевать особам царского рода".

Сам о. Никодим совершенно верно указывает, что орнаментация "даров волхвов" позволяет провести их научную атрибуцию. Вот только геометрические узоры на золотых пластинах указывают вовсе не на абстрактных "восточных мастеров", но на типичную поствизантийскую скань, аналогии которой легко отыскать на окладах афонских икон XV-XVI вв.

 

Сравните, например, с панагией с Крита (Богоматерь Одигитрия. Панагия; Греция. Крит; XVI в.; местонахождение: Польша. Краков. Музей Чарторыйских. 10.8 см.; материал: дерево кипарис, жемчуг, камни драгоценные, металл серебро; техника: золочение, резьба по дереву, скань ажурная (сквозная).

В настоящее время так называемые "дары волхвов" на Афоне хранятся в 10 отдельных ковчегах и насчитывают 28 разрозненных золотых пластин размером примерно 5 х 7 см и различной формы (прямоугольные, трапециевидные, полигональные и т.д.), украшенных сканью и зернью, скрепленых серебряной проволокой с бусинами из смеси ладана и смирны общим числом 62. 

0_15603e_be19b377_XL

С 1744 г. - со времени первого упоминания и описания "даров" - стараниями "фабрики грез" к поясу добавилось еще 19 золотых пластин (которых не было в 1744 г.), и куда-то делись 7 благовонных бусин.

Таким образом, в истории "даров волхвов" из монастыря святого Павла на Афоне можно проследить по историческим источникам следующие периоды:

1) до XI в. никаких исторических свидетельств или упоминаний о "дарах волхвов" вообще не имеется;

2) в XI-XII вв. некие "дароносивые златые сосуды, иже принесоша Христу с дары волсви" якобы хранились в ризнице св. Софии (но без какого-либо литургического почитания);

3) в период с XII по XVIII век "дароносивые златые сосуды" (если они и были) бесследно канули в Лету (поскольку вместо них стал упоминаться византийский золотой пояс).

4) в 1470 г. Мара Бранкович, дочь сербского деспота Георгия Бранковича и Ирины Кантакузины, жена османского султана Мурата II, принесла в дар сербскому монастырю св. Павла на Афоне поздневизантийский золотой пояс, насчитывавший 9 золотых пластин и 69 бусин из смеси ладана и смирны, о чем гласил турецкий фирман, утраченный во время пожара 1902 г.;

5) после 1744 г., когда монастырь св. Павла вновь заселили греки, пояс был расчленен на сегменты, и число пластин увеличилось до 28, а бусин убавилось на 7 шт.;

6) в начале 1980-х годов "дары волхвов" начали использоваться Греческой церковью для сбора пожертвований, и к ним был сочинен соответствующий канон.

7) в начале 2014 года к "дарам волхвов" в Москве и Питере начали выстраиваться многотысячные очереди жаждущих прикоснутся к "святыни", которой "касался Сам Спаситель".




Но не надо расстраиваться! У православных, помимо Тернового венца, Даров волхвов, Хитона Господня, Туринской плащеницы, Плата и Пояса Божией матери, есть еще одно воистину бесценное сокровище, возможно припасенное на ближайшие годы заботливыми греческими монахами... Это объедки от 5 хлебов, которыми Иисус накормил 5000 израильского народу... Да, да те самые объедки! Израильтяне тогда так уверовали во Христа, что специально не доели и для будущих православных богомольцев собрали аж целых 12 корзин объедков!

Источник XI века «Аноним Меркати» - ну, тот самый, вышеупомянутый, что сообщал и о мифических "сосудах, иже принесоша Христу с дары волсви" - там же сообщает, что 12 корзин с корочками от тех самых хлебов были тщательно замурованы в Константинополе под колонной Константина! Потом эти 12 корзин с реликвиями в 1105 г. были перенесены в Большой дворец... Одним словом, лиса Алиса и кот Базилио, по-детски разведшие доверчивого Буратино на три корочки хлеба, сегодня нервно курят в сторонке, понимая, что время любителей-романтиков прошло...

Жаль, что нынешние пастыри, не ведая о планах по дальнейшему забиванию "духовных скреп", по привычке все еще продолжают попрекать с амвона свою паству в черной неблагодарности, как якобы "были неблагодарны те самые насытившиеся 5000, бросившие корки хлеба и кости рыб вместо того, чтобы их благоговейно сохранить".

Составлено на основе материалов официального Блога экспертов Музея имени Андрея Рублева ©, 2014.

Послесловие...


Обсудить в блоге автора

 
Сюжет по теме
Дары волхвов Дары волхвов
число просмотров число постов
В блогах обсуждают организацию посещения Даров волхвов в ХХС: пожилые люди вынуждены часами стоять в очереди и бегать

 
Такой хоккейн нам не нужен
  
Такой хоккейн нам не нужен Во время матча между соперниками произошла массовая драка. Только вместо обычного для таких историй пятиминутного штрафа, некоторые игроки получили заключение в СИЗО
 
Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса
  
Я жива. Я дышу. Я выбралась из Крокуса Да, в списках я - Казинская Елена Александровна
 
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить
  
Этот пост для тех, кто умеет системно думать, размышлять, критически мыслить Какая цель была у терористов? Какие были требования? Ни один теракт не проходил без выдвижения требований и без цели.
 
Что-то у них не вяжется
  
Что-то у них не вяжется В моей голове не вяжутся две картинки: вечерняя от 22 марта и дневная от 23 марта
 
Смертная казнь - как отвлечение от проблем
  
Смертная казнь - как отвлечение от проблем Смертная казнь в недостроенном государстве может привести к ужасным последствиям
 
все записи

 
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив»
  
13 лет за мошенничество якобы за «блок на негатив» Блок на негатив - тема, которой промышляли многие раскрученные каналы. Тут коса на камень нашла только потому, что были затронуты интересы очень крупного бизнесмена, если не сказать, олигарха? И это его люди порешали вопросики
 
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул
  
"Мертвый ёжик", может быть, просто уснул Если вы нашли "мертвого" ежа в холодные месяцы, не хороните его, не выбрасывайте в мусорное ведро...
 
Что не так с системой поддержки "единорогов"
  
Что не так с системой поддержки "единорогов" Я развёрнуто и на полном серьезе готов помочь всем интересующимся темой поддержки «единорогов» советом о том, что не так с нашими «единорогами». Совет можно получить по адресу г. Москва, Лефортовский Вал, д. 5 а/я 201, ФКУ СИЗО-2
 
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН
  
Рост числа политзаключенных как новая проблема для ФСИН В силу специфики этой категории и роста её численности она становится уже не частной проблемой каждого СИЗО или ИК, а системной проблемой властей. То есть такой проблемой, на которую необходимо реагировать
 
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве
  
Особенности предвыборного сезона 2023 в Москве Небольшой аналитический доклад в четырёх частях о том, какие политические силы примут участие в выборах, какие у них сильные и слабые стороны
 
" Умер комментатор Василий Уткин. Сложный, понтовитый, с гонором и прекрасным русским языком. Он такой был один "
" Главный разведчик страны, глава СВР Нарышкин как-то хреново готов к допросам. Расколется на первом же. Больно смотреть "
" Нечастое зрелище подарили нам члены Совета безопасности РФ – круговая порука в прямом эфире. Завтра покажут художественное кино «Военторг наделяет международной правосубъектностью своих клиентов». "
" Посмотрела 1:16 из двух с лишним часов Don’t Look Up и должна сказать, что пока это самый страшный из всех фильмов ужасов, которые я видела в жизни. "
" Получение Нобелевской премии вносит Муратова в реестр иноагентов? "
" Этот арест ведь - открытое признание вины в попытке убийства. Неужто они сами не догоняют? Или нарочно? «Мы и убили-с». "
все записи
Как убежать из Северной Кореи
 
Как убежать из Северной Кореи Как жители КНДР перебираются в Китай и Южную Корею, кто эти люди, и на что они могут рассчитывать
Цена материнства: как рождение ребенка влияет на время, деньги и карьеру женщины
 
Цена материнства: как рождение ребенка влияет на время, деньги и карьеру женщины Цена материнства измеряется не только в деньгах, но и во времени, статусе, эмоциях, здоровье. Forbes Woman разбирается в экономике родительства
все записи
Арест адвокатов
Арест адвокатов
13 октября 2023 года Басманный суд арестовал трое защитников Алексея Навального — Вадима Кобзева, Алексея Липцера и Игоря Сергунина.
все записи
"Гардемарины, 1787. Мир"
"Гардемарины, 1787. Мир"
На экраны вышел фильм "Гардемарины, 1787. Мир", который уже назвали "государственной пропагандистской халтурой".
все записи
Умер Градский
Умер Градский
После перенесенного коронавируса и инсульта скончался Александр Градский. Блогеры рассказывают истории знакомства и дружбы с ним.
все записи
Русский Нобель
Русский Нобель
Нобелевскую премию мира 2021 года получили журналисты - главный редактор российской "Новой газеты" Дмитрий Муратов и основательница филиппинского издания Rappler Мария Ресса за их "усилия по защите свободы слова и самовыражения, что является основополагающим условием для демократии и прочного мира". Итоги премии раскололи российских блогеров.
все записи
"Сфумато"
"Сфумато"
Вышел из печати роман Алексея Федярова "Сфумато" - антиутопия, в которой описываются события, происходящие на территории нынешней России в 2025 году. Книга полна мрачных прогнозов и узнаваемых персонажей.
все записи
BestToday
АПН Северо-Запад Новая газета
Правда Беслана Election2012