Везде, где мог и как мог, я выступал в защиту Ильи Фарбера. При этом, мне предельно не нравится стилистика его выхода из тюрьмы. Думаю, что то же самое могут сказать о себе очень многие.
Нам сейчас говорят, смотрите, мол, за какого ... вы выступали. О нас говорят - смотрите, какие у них герои. Кто-то из нас говорит Фарберу - как же ты мог нас так разочаровать и подставить.
И все это ерунда. Фарбер ничего не должен ни мне, ни вам. Я ведь выступал не за него, хорошего или плохого, обладающего тонким вкусом или вовсе безвкусного - мы вообще незнакомы. Я выступал за себя - за свое право жить в стране, где человека не сажают ни за что, ни про что на семь лет строгого режима, где "такая фамилия", как изящно выразился негодяй-прокурор, не является обстоятельством, усугубляющим вину. И поэтому у него нет никакого долга благодарности перед теми, кто подписывал письма и стоял в пикетах. А у нас нет оснований жалеть о том, что мы его защищали, даже если нам и дальше будут не нравится его поступки.
Точно так же, на процесс Ходорковского и на процесс Pussy Riot я ходил ради себя, ради своего права жить в нормальной стране. Я рад, что и Фарбер, и Ходорковский, и Pussy, наконец, вышли, что их в тюрьме не убили и не сломали, я рад, что мой голос был среди тех, кто выступал в их поддержку. Но ни у меня, ни у вас нет никакого права чего-либо от них требовать. Мы защищали не их, а себя. |