Это важный прецедент и сигнал на будущее | |
9.01 11:56 | 1683
|
|
Пекин все смелее применяет достаточно болезненные хозяйственные санкции для наказания раздражающих его стран – например, в отношении Австралии были введены жесткие ограничения на закупки ее угля и вина. Но сейчас против крохотной Литвы он впервые использовал механизм своего глобального экономического присутствия и невероятной заинтересованности в китайском рынке корпораций из третьих стран. И это, товарищи, прецедент и сигнал на будущее.
История вопроса: в ноябре прошлого года в Вильнюсе открылось представительство Тайваня. На его вывеске написано именно слово Тайвань, а не псевдоним «офис Тайбэя», под которым такие учреждения давно и вовсю действуют в Европе. Пекин это более-менее устраивает. Тайбэй – главный город Тайваня, который власти КНР считают своей отбившейся от рук провинцией. И к открытию «офисов Тайбэя» за границей пекинские товарищи хоть и с отвращением, но решили относиться так же, как к созданию в иностранных государствах, допустим, представительств Шанхая, Гуанчжоу, других крупных городов КНР для налаживания хозяйственных и культурных связей на региональном уровне.
Но в Вильнюсе начало работу то, что официально называется представительством Тайваня. Это воспринимается, как возмутительная попытка не признавать КНР за единственного законного представителя всего Китая. Или за признание Тайваня независимым государством. Что, опять же, неприемлемо для Пекина.
Последовавшее за этим наказание было невероятно масштабным – оно уже вынудило президента Литвы Гитанаса Науседу назвать 5 декабря ошибкой открытие представительства Тайваня. По его словам, не было ничего неправильного в самом создании этого учреждения. Однако президент Литвы посчитал ошибкой именно использование слова «Тайвань». По его словам, это серьезно сказалось на отношениях с Китаем и теперь Вильнюс вынужден иметь дело с последствиями.
Президент затем, правда, отозвал свои слова обратно и заявил, что об «ошибке» не говорил. Но факт есть факт – Литва явно не ожидала столь болезненного возмездия со стороны Пекина.
Первым делом КНР отозвала своего посла из Вильнюса и фактически выгнала посла Литвы из Пекина. Уровень дипломатических представительств был резко понижен. Но главное – это экономические меры. Товары Литвы перестали проходить через китайскую границу, эту страну вычеркнули из базы таможенной системы КНР – теперь она для Китая не существует.
В Литву прекращена отправка грузов по железной дороге – из КНР уже не доехали около 1200 контейнеров с товарами на общую цену около 240 млн евро. Если ситуация не исправится, то в 2022 году литовские предприятия понесут ущерб порядка 300 млн евро, поскольку они, в частности, не смогут собирать конечную продукцию без китайских компонентов.
Не менее страшно другое – агентство Рейтер передало, что один из крупнейших в Германии производителей автомобильных деталей и узлов получил от Пекина требование больше не использовать продукцию Литвы и не размещать заказы на ее предприятиях. Такие же указания, как сообщается в Японии, получили и другие крупные иностранные корпорации с весьма прозрачной угрозой в противном случае лишить их доступа к операциям с КНР. Фактически речь идет о попытке организовать хотя бы частичную блокаду литовской экономики.
Нельзя сказать, что Вильнюс брошен на произвол судьбы. Евросоюз выразил намерение поднять этот вопрос во Всемирной торговой организации. О солидарности с Литвой заявили США. Тайвань в среду объявил о создании фонда в 200 млн долларов для инвестирования в литовскую экономику – в первую очередь в создание там базы для производства полупроводников, о чем Вильнюс давно мечтает. Речь идет и о более широком открытии рынков. В частности, Тайвань уже работает над тем, чтобы перенаправить к себе 120 контейнеров с литовскими товарами, которые застряли в портах КНР. Он собирается также начать закупки в Литве зерна, молочных продуктов, алкоголя.
Будущее покажет, сумеет ли Вильнюс вывернуться из-под китайского катка. Но позволю себе повториться: факт в том, что Китай впервые стал использовать свои мощные позиции в мировой экономике для введения косвенных экстерриториальных санкций против враждебных и неприятных для него государств. Иными словами, он хочет и здесь встать вровень с США. Хотя у американцев есть еще и оружие помощнее – отключение от расчетов в долларах.
|
|
Обсудить в блоге автора |