Рубрика "На дне" | |
8.05 15:21 | 1565
|
|
Вид водолазов, прошедших вчера по дну грязной весенней Оки с портретами "Бессмертного полка" (абсолютно сорокинский сюжет!) заставил многих усомниться в искренности исполнителей этого гэга, подозревать некий даже троллинг некогда славной идеи. Но я вспоминаю аналогичный эпизод, когда олимпийский огонь в 2014г. опускали на дно Байкала (а также возили на Северный полюс, на МКС и поднимали на вершину Эльбруса), и думаю вот что. Власть, пропаганда и массовая культура пришли в то архаическое состояние 1930х-50х, когда на первый план выходит символическая эффективность, а не рациональность, прагматика действия. Это пространство эпоса, мифа, потлача, когда по Красной площади везут макеты танков из человеческих тел, строят исполинские статуи и дома с 30-метровыми арками в подворотне, выполняют в забое 1000% нормы, пишут текст "Манифеста" на рисовом зернышке и ползут по лесу без ног, чтобы отбить телеграмму товарищу Сталину... А сегодня это угарные перформансы "Бессмертного полка", это храм в парке "Патриот", где ступени отлиты из трофейного оружия (а потиры для причастия сделаны из черепов врагов?) и в архитектуре заложены числовые соотношения (диаметр барабана главного купола 19,45м, высота звонницы 75м, высота малого купола 14,18м по числу дней войны и т.д.), это показ 9 мая старого хоккейного матча Россия-Германия, где Россия выиграла, -- это все признаки высокого символического порядка, гройсовского гезамткунстверка, зрелой "Культуры 2", где эпос отменяет лирику. Трижды в новейшей истории России мы переживали крушение этих семиотических машин, работающих на чистой энергии символического обмена, одновременно с обрушением политического порядка -- после Революции, в середине 1950х и в начале 1990х -- и всякий раз они возрождаются, и снова и снова водолазы по дну мутной реки бредут к неведомой цели. Россия -- это страна семиотики, победившей реальность. |
|
Обсудить в блоге автора |