Оптимизма пост | |
6.01 12:59 | 2812
|
|
Это ведь не секрет (и даже, наоборот, общее место) — Россия очень продвинутая страна в финтехе и электронных сервисах, во многих потребительских историях. У нас легко открыть счет в банке и легко сдавать отчетность, легко платить и переводить деньги и т.д.
Две недели назад на рождественском рынке в Дрездене я платил Paypass'om, так продавщицы из соседних павильонов сбежались посмотреть — вау! ничего себе! быстрая бесконтактная оплата! мы о таком слышали, но никогда не видели! и мы и не знали, что наш POS-терминал так умеет! Или вот мой сегодняшний пост о том, как я сдавал отчетность за ИП и налоги платил — насколько я знаю, ни в одной европейской стране (кроме Эстонии), подобное невозможно (или занимает гораздо больше времени и связано с гораздо большими трудностями). Или когда вот я жил в Люксембурге — то, что местный банк презентовал с большой помпой как прорывную новинку в интернет-банкинге, было абсолютным стандартом для любого екатеринбуржского клиента «Северной Казны» или «Банка24.ру» пятнадцать лет тому назад. Хорошо известно и то, почему это происходит: догоняющее развитие, отсутствие тяжелого legacy, необходимости поддерживать обратную совместимость. В СССР в 1990 году не было почти ничего из достижений современных информационных технологий западного мира, и это создало огромное пространство возможностей — не надо было шаг за шагом проходить весь тот путь их развития, собирая все шишки, и наступая на все грабли; можно было сразу брать на вооружение передовые практики; банкам или там страховым компаниям не приходилось поддерживать написанные на Коболе информационные системы из 60-х, работать на мейнфреймах, поддерживать клиентов с чековыми книжками и устаревшими пластиковыми картами и т.д. и т.п. Можно было быстро и с нуля делать легкие современные системы — и предприниматели их создали. (По этой же причине в Европе абсолютным передовиком в электронных сервисах оказалась именно Эстония — осколок СССР). И вот мы живем в мире удобного финтеха, время от времени лайкая смешные посты эмигрантов о том, как банк три дня выполняет простейший перевод или как в деревенской лавке до сих пор пользуются механическим устройством, позволяющим перекатать на копирку оттиск пластикового номера банковской карты (сам такое видел!). Ну и теперь обещанный оптимизм: догоняющее развитие с применением лучших практик на месте отсутствующих институтов, без повторения ошибок и в супербыстром темпе возможно отнюдь не только в финтехе или электронном документообороте. Оно возможно везде, где сейчас ничего нет, а мировой опыт хорошо систематизирован и изучен — и в местном самоуправлении, и в борьбе с коррупцией, и в построении независимой судебной системы. |
|
Обсудить в блоге автора |