Князь наш | |
29.07 10:28 | 3359
|
|
О значении Дня крещения Руси для идеологии современной России
В России и на Украине сегодня официально отмечают праздник — день памяти Великого равноапостольного князя Владимира, который вошел в историю как Владимир Красное Солнышко. Несмотря на то, что Церковь причислила его к лику святых, введение христианства на Руси вряд ли стало результатом нравственных исканий князя, очень жестко и бескомпромиссно боровшегося со своими противниками, даже если они ему приходились родными по крови. Принятие христианства в то время означало гарантированное укрепление связей со странами, в которых христианство к тому моменту уже стало государственной религией. Была выбрана «греческая» модель христианства, что можно объяснить большим влиянием Византии на Киевскую Русь, нежели чем у Папы Римского. «Рим далеко, а Константинополь близко» — примерно так мыслил князь, понимавший, что новая вера является пропускным билетом в клуб «цивилизованных» держав. Схизму – раскол христианской Церкви на Западную и Восточную, которая произошла через 60 лет, предсказать не мог никто. Но если об этом и стало бы известно заранее, вряд ли Владимир принял бы иное решение. Крещение Руси – это событие, которое можно трактовать как и полноценное становление русской государственности в качестве европейской. Браки с представителями правящих династий Дании, Франции и Венгрии укрепляли взаимоотношения с другими государствами, способствовали взаимопроникновению культур и ценностей. Купцы плавали в соседние страны, архитекторы приезжали в надежде получить заказы, военные дружины переходили от службы одному трону к другому. Вместе с ними перемещались иностранные слова, предметы быта, новые технологии и обычаи. К сожалению, многие связи были утеряны из-за татаро-монгольского нашествия – Русь приняла на себя главный удар степных кочевников. Что же касается национальной принадлежности Владимира Крестителя, то, несомненно, он принадлежит не украинскому или российскому государству, а русскому народу. Который существовал как политическое объединение до тех пор, пока под влиянием порожденного татарским нашествием территориально-культурного разлома не появились противостоявшие друг другу Московское царство и Великое княжество Литовское. Но и в те времена украинство как проект не существовало даже в теории — должно было пройти ещё пару столетий, пока жители Запорожской Сечи, мыслившие себя в единстве с народом Московской Руси, не решили войти в состав молодого государства, являвшегося преемником Киевской Руси. Преемником более авторитарным и совсем не федералистским, но, тем не менее, способным к выживанию в большей степени, нежели Великое княжество Литовское, без сопротивления поглощенное Польшей и потерявшее свою субъектность. Именно Москва противостояла Орде и сумела одолеть её, предложив населяющим её народам выгодный договор. Даже в европейской истории ничего подобного найти невозможно – либо ассимиляция на французский манер, либо изгнание на испанский, либо тесное и скандальное сожитие по-австрийски. Вошедшие в состав России народы же не потеряли ни своих языков, ни традиций, ни веры. Можно долго рассуждать, насколько эта политика была эффективной и не привела ли она к тому, что мы имеем сейчас, но факт остаётся фактом – русская модель православного христианства, несомненно, уникальная и мало имеющая общего с ромейским прародителем, сделала Россию такой, какая она есть. И сохранила её такой, какой её мы видим и чувствуем сейчас. Так что князь Владимир по-любому наш. И памятник ему обязаны поставить в самом центре древней столицы, правопреемнице Киева — Москве. |
|
Обсудить в блоге автора |
Читайте также:
: : :