Реклама
Подождите.
Самое читаемое
Прислать свою ссылку
|
Внутреннюю политику отпускают на перемену |
 |
Алла Барахова, Ирина Нагорных, Владимир Соловьев, Софья Самохина, Дмитрий Бутрин
10.01 11:35 |  1753
(«Коммерсант»)
|
Окончательные параметры реформы политической системы, о которой Дмитрий Медведев заявил в послании Федеральному собранию, будут объявлены до президентских выборов. В середине февраля в Думу должны поступить ключевые законы о выборах губернаторов и изменении правил выборов в Госдуму. Серьезных кадровых перестановок в Кремле после декабрьской рокировки, в результате которой в правительство перебрался главный кремлевский идеолог Владислав Сурков, эксперты до президентских выборов 4 марта уже не ждут.
28 декабря Дмитрий Медведев раздал поручения по реализации предложений, изложенных в его послании Федеральному собранию. Напомним, что 22 декабря президент предложил масштабную политическую реформу, и она уже начала реализовываться (см. "Ъ" от 24 декабря). Следующие шаги должны последовать до президентских выборов. Так, до 15 февраля в Госдуму должны быть представлены проекты федеральных законов, предусматривающих выборы глав субъектов РФ на основе "волеизъявления граждан", а также по изменению системы выборов в Госдуму "исходя из необходимости установления пропорционального представительства избирателей по 225 территориальным округам". А до 1 марта правительство и кремлевская администрация должны подготовить предложения "о создании общественного телевидения на базе одного из федеральных каналов".
Окончательные параметры реформы пока неизвестны. По сведениям "Ъ", в Кремле в связи с упрощением регистрации политических организаций всерьез опасаются появления партий националистического толка, аналогичных и даже более жестких по риторике, чем, к примеру, французский "Национальный фронт" во главе с Марин Ле Пен. Пока, отмечают в Кремле, такие партии не получали права на участие в выборах и доступ в СМИ (и это собеседники "Ъ" считают одним из плюсов прежней системы регулируемого сверху партстроительства), но при появлении у всех равных стартовых возможностей такие организации будут активизироваться. С этим явлением как с "издержками демократии" Кремль готов мириться лишь отчасти, обещая закрывать партии, исповедующие "оголтелый экстремизм".
Похожие опасения в Кремле испытывают и по поводу избранных всенародно губернаторов. В послании президент говорил о сохранении президентского контроля за выдвижением кандидатов в губернаторы — так называемом президентском фильтре. При этом в Кремле подчеркивают, что за президентом в любом случае сохранится право отстранять губернаторов от должности. Необходимость этого кремлевские чиновники объясняют опасностью того, что к власти в регионах, особенно в национальных республиках Кавказа, могут прийти "плохо подготовленные или невразумительные люди", что в свое время уже ставило Россию на грань распада. Главной причиной нововведений в Кремле называют отнюдь не декабрьские митинги протеста против итогов думских выборов, а просьбы самих губернаторов, якобы заявляющих, что "народ для этого созрел".
Реформу, судя по всему, ожидает и институт полпредов, часть функций которых, как признаются в президентской администрации, "себя изжила". Открыт пока и вопрос о том, на каких принципах будет создаваться общественное телевидение. Обновить проект 2002 года в октябре уже предлагал глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов (см. "Ъ" от 25 октября), но его идею в Госдуме назвали трудно осуществимой из-за предполагаемой платности услуг. А после президентского послания о том, что модель общественного телевидения сложна для воплощения в России, заявляли "Ъ" руководители всех главных телеканалов (см. "Ъ" от 23 декабря).
Перемена обязанностей
Отвечать как за политические реформы, так и за президентские выборы в Кремле будут уже новые люди. Сразу после оглашения послания главой президентской администрации был назначен бывший вице-премьер Сергей Иванов (см. "Ъ" от 20 декабря 2011 года), а 27 декабря его первым заместителем был назначен глава аппарата правительства Вячеслав Володин, который сменил на этом посту Владислава Суркова. Тот перебрался в правительство на пост вице-премьера по инновациям. "Стабилизация пожирает своих детей",— заявил он тогда "Интерфаксу", отметив, что засиделся на одном месте работы и давно просил освободить его от прежних обязанностей. При этом он заверил, что не будет принимать участия во внутриполитических проектах, в частности, в "разруливании протестной активности", подчеркнув, что "слишком одиозен для прекрасного нового мира".
Вопрос о том, в какой степени кадровые распоряжения в отношении Владислава Суркова и Вячеслава Володина являются отставками, а в какой степени — назначениями, неоднозначен. В случае с господином Сурковым составляющая "отставки" более очевидна. В значительной степени уход чиновника из достаточно "невертикализированной" с управленческой точки зрения администрации президента в гораздо более жестко управляемое правительство резко сокращает объем его реальных и даже формальных полномочий. На встрече господина Суркова с президентом Дмитрием Медведевым было объявлено, что новый вице-премьер будет курировать в Белом доме вопросы "модернизации и инноваций" в самом широком смысле — от соответствующих проектов власти масштаба "Сколково" до проектов модернизации здравоохранения и образования. Там же сам Дмитрий Медведев подчеркивал, что теми же вопросами господин Сурков занимался в рамках президентской комиссии по модернизации — однако теперь он будет заниматься этим не только как идеолог, но и как исполнитель. То есть Владислав Сурков является формально ответственным за результаты подобных проектов, а вот возможности управлять их идеологией уже в исполнительной власти у него меньше.
Таким образом, господин Сурков потерял пост первого замглавы администрации президента с четкими, пусть и непубличными полномочиями, соответствующими его опыту и карьере, и пока приобрел должность вице-премьера по сомнительным проектам в переходном правительстве до выборов, да еще и должность, предполагающую публичность. В 2008 году по схожему сценарию развивались события вокруг замглавы администрации президента Игоря Сечина, которого буквально вытолкнули на пост вице-премьера. Но в отношении господина Суркова "наказание публичностью и ответственностью" более сурово, чем в отношении господина Сечина. Тот в 2008 году получил гарантированный пост вице-премьера на несколько лет и по прямой специальности — куратором топливно-энергетического комплекса. Господин Сурков, отметим, вопросами бюджетной сети, которые ему придется решать на новом посту в первую очередь, напрямую в своей карьере никогда не занимался.
В случае с Вячеславом Володиным "наказание возвышением" менее очевидно. Причину, по которой господин Володин ушел с должности руководителя аппарата правительства, можно усмотреть разве что в относительно низкой (в сравнении с предшественником Сергеем Собяниным) эффективности работы аппарата Белого дома под его руководством. Новые полномочия Вячеслава Володина формально шире, чем он имел в Белом доме, но администрация президента, напомним, является гораздо менее централизованно управляющейся структурой, и как минимум часть новых возможностей господина Володина на деле так же призрачна, как власть главы аппарата правительства в отношении других вице-премьеров.
Вопреки сложившейся традиции, Белый дом до сих пор не опубликовал формальные поправки в разделение полномочий между вице-премьерами — зато назначил преемником господина Володина в Белом доме Антона Вайно, кадрового дипломата, в последние годы работавшего руководителем протокола главы правительства. Де-факто это назначение предполагает, что господин Вайно будет, по крайней мере первое время, "неполитической" фигурой и в дела коллег-вице-премьеров содержательно вмешиваться не будет. Таким образом, хотя и господин Сурков, и господин Володин имеют теперь более звучные чины, фактически декабрьские кадровые решения — это решения временные: они дают двум чиновникам на новых постах в самое короткое время последний шанс обеспечить себя после мая 2012 года властью менее эфемерной природы.
Попытка стиля
Господин Володин уже приступил к работе в администрации президента. Из правительства в Кремль с господином Володиным перешли несколько ближайших помощников (кремлевские кабинеты руководства администрации президента начали ремонтировать еще в 2010 году, и пока они располагаются на Старой площади). Отметим, что из администрации президента ушла руководитель спичрайтеров Джахан Поллыева, которая стала главой аппарата Госдумы.
Других кадровых замен в управлении и департаментах политического блока пока не произошло. Глава управления внутренней политики президента Константин Костин сохраняет свой пост, который занял недавно — в прошлом году после ухода Олега Говоруна. Господин Костин считается членом команды Владислава Суркова, но он и Вячеслав Володин имеют довольно большой опыт совместной работы. Когда господин Володин был секретарем президиума генсовета партии "Единая Россия", Константин Костин работал заместителем главы исполкома, курировал политический блок, агитацию и СМИ. Их позиции нельзя было назвать единодушными, порой они были конфликтными, но по большому счету они действовали на разных уровнях влияния. К тому же человеку из команды господина Володина потребуется время для того, чтобы войти в курс дела, что в разгар кампании по выборам президента гораздо сложнее. На действующем главе управления окажется и часть ответственности за исход кампании.
Назначение Вячеслава Володина подтвердило его статус руководителя неофициального избирательного штаба Владимира Путина (официальный штаб возглавляет режиссер Станислав Говорухин), так же как в думскую кампанию он отвечал за создание ОНФ. Теперь основная работа в рамках кампании по выборам Владимира Путина будет координироваться им.
Очевидно, что стиль руководства Вячеслава Володина будет отличаться от стиля Владислава Суркова, которого в СМИ называли главным кремлевским технологом, считали серым кардиналом и интриганом и приписывали авторство всех политических скандалов и провокаций, за которыми угадывалась власть. В некотором роде господин Володин — антипод господина Суркова и до сих пор в политической работе демонстрировал не безапелляционную директивность, а маневрирование между различными интересами и аппаратную ловкость. К тому же господин Володин имеет большой опыт публичной политики, в том числе выборной. Источник "Ъ" в администрации президента считает, что "есть курс на то, чтобы больше обсуждать, учитывать внешние инициативы, привести это в некую систему".
Гендиректор совета по национальной стратегии Валерий Хомяков полагает, что между Сергеем Ивановым и Вячеславом Володиным полномочия будут распределены так же, как в свое время между Владиславом Сурковым и экс-главой АП Сергеем Нарышкиным: "Иванов курирует внешнюю политику, внутренней политикой и кадрами будет заниматься Володин". Приход обоих в Кремль эксперт связывает с президентской кампанией, которая "будет непростой". "Иванов ведь технарь. Вот ему и поручили это выполнять. Сурков тоже был технарь, он создал нынешнюю систему власти, но, как показали минувшие выборы, эта система перестала работать,— заявил "Ъ" господин Хомяков.— Иванов и Володин будут заниматься в основном давлением на региональные элиты для сбора голосов, чтобы не допустить второго тура".
Лидер объединенного демократического центра Илья Ройтман также отмечает, что новые сотрудники Кремля будут решать технологические, а не идеологические вопросы и в случае неудачи их могут после выборов "поменять". "Теоретически их задача в президентской кампании — чтобы выборы прошли в один тур. Соответственно, другая задача — выглядеть достойно. Ведь 39% и 49% на выборах — это разные вещи",— пояснил эксперт.
В свою очередь, глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко отмечает, что команда у Вячеслава Володина не такая уж большая, и в основном это люди не из аппарата правительства, а из партии. Главный же смысл декабрьских перестановок он видит в том, что накануне выборов Владимир Путин получил полный контроль над кремлевским аппаратом: "Теперь у Путина полный контроль администрации президента и Госдумы. В Кремле у него преданный глава администрации и Володин как альтернатива Суркову, который демонстративно дистанцировался от политических вопросов еще в конце прошлого года, а в Госдуме — лояльный ему менеджер Нарышкин".
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/1848111 |
Далее |
|
|

|
Анна Левченко 17.11 11:25 | 13402 |
 |
Блок на негатив - тема, которой промышляли многие раскрученные каналы. Тут коса на камень нашла только потому, что были затронуты интересы очень крупного бизнесмена, если не сказать, олигарха? И это его люди порешали вопросики |
|
|
Зураб Альбертович 8.11 12:59 | 13677 |
 |
Если вы нашли "мертвого" ежа в холодные месяцы, не хороните его, не выбрасывайте в мусорное ведро... |
|
|
Илья Сачков 25.10 08:54 | 14235 |
 |
Я развёрнуто и на полном серьезе готов помочь всем интересующимся темой поддержки «единорогов» советом о том, что не так с нашими «единорогами». Совет можно получить по адресу г. Москва, Лефортовский Вал, д. 5 а/я 201, ФКУ СИЗО-2 |
|
|
vk.com 19.10 13:21 | 14027 |
 |
В силу специфики этой категории и роста её численности она становится уже не частной проблемой каждого СИЗО или ИК, а системной проблемой властей. То есть такой проблемой, на которую необходимо реагировать |
|
|
Петр Милосердов 19.05 10:33 | 19148 |
 |
Небольшой аналитический доклад в четырёх частях о том, какие политические силы примут участие в выборах, какие у них сильные и слабые стороны
|
|
|