Устроители форума "Селигер-2011" опубликовали список своих спонсоров. "Власть" спросила представителей попавших в перечень зарубежных компаний, зачем им нужен "Селигер". Оказалось, что некоторым уже не нужен.
По неофициальным подсчетам, из госбюджета на месячный форум, который посетит 15 тыс. человек, потратят 178 млн руб. Но этих денег все равно не хватит, и потребности прокремлевской аудитории в призах, технике и развлечениях покроют спонсоры. В списке оказалось почти 60 фирм. 11 из них — известные компании со штаб-квартирами за рубежом.
"Власть" решила узнать, зачем иностранцам поддерживать мероприятие Росмолодежи, возглавляемой бывшим лидером "Наших" Василием Якеменко. После непростых разговоров выяснилось, что спонсоров с мировым именем, которыми хвалятся в ведомстве, можно разделить на четыре группы. Это те, кто подписался на "Селигер" по ошибке; те, кто всемерно поддерживает начинания российских властей; те, кто слегка смущается; и те, кто категорически отказывается комментировать свои отношения с "Селигером".
Передумавшие
Гвоздем иностранной спонсорской программы "Селигера-2011" должен был стать бренд Moleskine — популярные среди творческой молодежи блокноты и записные книжки из Италии. Когда поклонники марки увидели Moleskine в перечне спонсоров, они, мягко говоря, удивились. В блогах можно было встретить фразы вроде "Пойду сжигать записные книжки", "Молескин станет аксессуаром кремлядей". Сам список спонсоров называли "Памятка потребителя: кого бойкотировать".
Официальный дистрибутор бренда в России такой реакцией был неприятно удивлен. "К нам в очень дружественной форме обратились организаторы одной смены, посвященной визуальным искусствам. Они убеждали нас, что она абсолютно аполитичная, и ничего не сказали о том, что Moleskine укажут как спонсора всего проекта,— рассказала "Власти" PR-менеджер Moleskine в России Мария Рогалева.— Moleskine — компания, далекая от политики. Мы решили, что в том, чтобы поощрить молодых творческих людей, которые хотят развиваться, нет ничего плохого. Не думали, что это настолько все политизировано".
Вероятно, уже после разговора с "Властью" представители Moleskine задали несколько вопросов организаторам форума. И вскоре пресс-секретарь движения "Наши" Кристина Потупчик обвинила в своем блоге журналистов ИД "Коммерсантъ" в "моральном терроре" и потребовала "не запугивать спонсоров".
На следующий день Moleskine отказался участвовать в селигерских играх: "Нас удивило то, что мы без нашего ведома оказались в списке спонсоров форума, хотя они просили всего 30 блокнотов в подарок. Ни куратор направления "Визуальное искусство", ни директор всего "Арт-парада" так и не смогли дать нам вменяемого объяснения того, как мы оказались в списке".
Вдохновленные
С оптимизмом подтвердили спонсирование форума "Селигер-2011" только пять зарубежных компаний из опубликованного на сайте форума списка.
Старший менеджер российского представительства одной из главных мировых консалтинговых компаний, Ernst & Young, Андрей Пожалов сообщил, что они работают на молодежном форуме уже второй год подряд с целью "развивать идеи предпринимательства в молодежной среде". В чем конкретно будет заключаться спонсорская поддержка, он говорить не стал.
Более разговорчивыми были в российском подразделении международной сети Intersport International. Руководитель отдела маркетинга компании Intersport в России Елена Дегтярева сказала "Власти": "Мы участвуем в этом мероприятии первый год и не знаем, как на самом деле все это пройдет. Подразумевается, что в рамках смены "Беги за мной" будет проводиться много спортивных мастер-классов по всем направлениям фитнеса. Для этого мы им предоставляем гантели, коврики для йоги, скакалки..." На вопрос, не мешает ли компании политический фон форума (там, например, любят рисовать оппозиционеров в виде фашистов), Дегтярева ответила: "Да, мы слышали об этом, но на решение это не повлияло. У нас за каждым мероприятием могут стоять какие-то политические силы. Не думаю, что наши десять ковриков или сотня скакалок могут сыграть какую-то серьезную роль".
Американская компания Cisco, разрабатывающая и продающая сетевое оборудование, тоже поддерживает форум впервые. До этого она работала со "Зворыкинским проектом", проводила в Сколково конкурс инновационных идей, на призы в котором потратила $175 тыс. Двум тысячам участников конкурса предложили поехать на "Селигер-2011". Директор по взаимодействию с органами госвласти российского представительства Cisco Михаил Пахомов сказал, что компания будет помогать проводить на форуме "мастер-классы в форме телемостов с США": "Cisco предоставит оборудование для видео-конференц-связи, поможет с привлечением участников — менеджеров американского офиса Cisco, может быть, сотрудников Стэндфордского университета, кого-то из бизнес-инкубатора Plug & Play, который в Силиконовой долине посещал Дмитрий Медведев". Ничего в форуме компанию не смущает: "Его создают те же самые люди, которые занимаются модернизацией, поддерживают инновации и делают "Сколково". Мы в этих проектах и так по уши и собираемся продолжать. Если будут другие инновационные проекты в России, будем и в них участвовать. Наша задача — быть доверенным партнером российской власти и бизнеса".
Компания Panasonic сама предложила "Селигеру" сотрудничество. "Мы будем представлены практически во всех сменах с упором на смену "Все дома" и другие экоориентированные и технологические темы",— объяснил "Власти" руководитель департамента маркетинговых коммуникаций компании Panasonic Rus Александр Харин. Спонсорство Panasonic — это гранты ("десятки тысяч рублей") и мастер-классы с экспертами компании. Ничего политически зазорного в мероприятии Харин не видит: "Наш проект обращает внимание на экологические проблемы. Но если политикой называть активное участие людей в жизни страны, то и от нее мы не абстрагируемся".
Еще одна компания — Международный образовательный центр по обучению английскому языку EF Education First — приезжает на Селигер уже второй раз. От этого спонсора селигерцы получат возможность бесплатно пройти онлайн-тест по английскому языку и поучиться на языковых курсах.
Осторожные
Появление бренда Mercedes-Benz в списке спонсоров "Селигера-2011" руководитель отдела корпоративной коммуникации "Мерседес-Бенц РУС" Андрей Родионов объясняет так: уже второй год компания поддерживает "Зворыкинский проект", раз он участвует в "Селигере", то и компания тоже. Но не в качестве спонсора всего форума или какой-то смены. В прошлом году компания предоставляла автомобили для некоторых VIP-гостей форума. В этом году, по словам Родионова, "Мерседес-Бенц РУС" загружен на экономическом форуме в Санкт-Петербурге и сейчас только "рассматривает возможность предоставления транспортных услуг участникам "Зворыкинского проекта", пока те будут жить на Селигере, но решения пока никакого нет".
Промолчавшие
Обсуждать возможность спонсирования "Селигера-2011" наотрез отказались южнокорейская корпорация LG Electronics и американский производитель посуды Tupperware. Обе были представлены на форуме в прошлом году, но в обеих, по информации близких к компаниям источников, до сих пор сомневаются, ехать ли на Селигер снова.
Под патронатом LG Electronics в 2010 году проходила смена "Технология добра" о волонтерстве и социальных проектах. С одним из интересных социальных проектов LG смогла ознакомиться позже: в феврале 2011 года "Местные" устроили пикет у офиса LG в 1-м Лесном переулке, обвинив завод компании в Рузском районе в загрязнении воздуха. Маловероятно, что LG понравился креатив "молодых политических экологов", завсегдатаев "Селигера", в их обычной среде обитания.
Производящая дизайнерскую пластиковую посуду Tupperware из США тоже в прошлом году была на Селигере. В ее посуде активисты готовили здоровую еду, а о пользе правильного питания им рассказывал друг и партнер компании Никас Сафронов. И все бы хорошо, но, говорят, менеджменту не понравился контекст, в котором подали участие Tupperware в "Селигере-2010" российские и западные СМИ. "Критические статьи аукнулись всем офисам, и сейчас мы обдумываем, будем ли участвовать",— рассказал "Власти" источник в компании.
Еще три компании, IT-корпорация Intel (США), поставщик программного обеспечения Autodesk (США) и производитель спортивной обуви и одежды Mizuno (Япония), заявленные организаторами "Селигера-2011" в качестве спонсоров, вообще не смогли на прошлой неделе назвать "Власти" людей, уполномоченных комментировать их селигерское спонсорство.
|