Госдума во вторник приняла во втором и третьем чтениях пакет из двух законопроектов, регламентирующих участие подследственных и осужденных в специальной военной операции (СВО). Ко второму чтению список преступлений, вина в которых не может быть «смыта кровью», был унифицирован для подозреваемых и осужденных. Кроме того, в нем появились новые составы, хотя накануне на заседании профильного комитета речь шла о возможном сужении этого перечня.
Первый законопроект из принятого 19 марта пакета вносит поправки в законы «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» и «О воинской обязанности и военной службе», а также признает утратившим силу одобренный в 2023 году «временный» закон «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции». Второй документ закрепляет в Уголовном (УК) и Уголовно-процессуальном (УПК) кодексах механизм освобождения от уголовной ответственности лиц, заключивших контракт о прохождении военной службы в период СВО. Оба законопроекта внесли в Думу 6 марта председатели комитетов Госдумы и Совета федерации по госстроительству Павел Крашенинников («Единая Россия») и Андрей Клишас, а также глава думского комитета по обороне Андрей Картаполов (ЕР). 12 марта Дума одобрила обе инициативы в первом чтении.
Напомним, законопроекты дают возможность «смыть вину кровью» гражданам, подозреваемым и обвиняемым в преступлениях небольшой и средней тяжести, за исключением ряда составов, связанных с экстремизмом, терроризмом, шпионажем, угрозой разглашения гостайны, незаконным обращением с ядерными материалами, а также преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних. После заключения контракта с Минобороны дела подозреваемых будут приостановлены, а реальное наказание осужденным заменено условным. Однако полное освобождение от ответственности произойдет лишь в случае награждения госнаградой или увольнения с военной службы по возрасту, состоянию здоровья либо в связи с окончанием военного времени.
И во время рассмотрения законопроектов в первом чтении, и на заседании профильного комитета по госстроительству утром 18 марта шли бурные споры по поводу списка «запретных» составов. Думская оппозиция предлагала его расширить за счет изнасилований, а Павел Крашенинников, наоборот, высказался в пользу «сужения» и, соответственно, увеличения круга лиц, которых можно привлекать на СВО. |