Не так давно начальник управления ФСБ по Кабардино-Балкарской Республике (КБР) Олег Усов сообщил (его слова приводит ТАСС): «За два года ФСБ провела в Кабардино-Балкарии 306 специальных и оперативно-разыскных мероприятий и 27 контртеррористических операций. Уничтожено 94 члена НВФ и задержано 135 пособников бандподполья. Обнаружено 16 баз НВФ, 65 тайников и схронов с оружием, изъято и обезврежено 67 самодельных взрывных устройств, уничтожено семь подпольных лабораторий по изготовлению оружия. Перекрыто шесть каналов поставки в республику оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, 12 источников финансирования НВФ».
А теперь более конкретно о некоторых арестованных из так называемых НВФ, о которых говорил начальник управления ФСБ по КБР.
«Готовьтесь, будет «барбекю»
В Нальчике, на приеме граждан, к членам Совета обратились матери и адвокаты жителей Кабардино-Балкарии, которых обвиняют в организации незаконных вооруженных формирований, в насильственном захвате власти, в незаконном хранении и приобретении оружия. Все арестованные, с которыми мы встретились в СИЗО-1 г. Нальчика, заявили, что сознались в преступлениях потому, что их пытали.
Алим Султанов (1992 г.р.): «15 апреля 2016 года около 7—8 часов утра, после того как меня завели в здание ФСБ, мне начали угрожать расправой, пытками сексуального характера, током на зубы и половые органы. Требовали дать признательные показания. После моего отказа мне надели пакет на голову, вследствие чего я начал постепенно задыхаться. Меня повели в подвал, в котором, как я понял, находится стрельбище. В подвале сняли наручники, связали руки и ноги скотчем, положили животом на пол. Я их попросил остановиться. Они ответили: «Раз досюда нас довел, то уже по-любому получишь».
Султанов Алим. Кадры местного выпуска программы «Вести». Смотреть сюжет
Завязали на пальцы влажную тряпку и прикрепили к ним провода. Я сказал, что все подпишу. Они говорили: «Ты ездил в Турцию и перебежал границу с Сирией, после чего направился в лагерь для подготовки и находился в нем в течение двух недель, из вооружения имел при себе гранату». На что я дал свое согласие. Документы я потом подписывал в кабинете, и там же они сняли меня на видео. Когда я уже был в СИЗО, то отказался от признания. Я стоматолог. Окончил институт. До ареста проходил стажировку в медклинике».
Кантемир Желдашев (1994 г.р.): «Проводив подругу домой на проспект Ленина (г. Нальчик), я попрощался и пошел в сторону рынка. У магазина «Незнайка» подлетела машина ВАЗ-21014 белого цвета, из нее выбежали четыре человека в камуфляжной форме, в масках, с оружием. Уронили меня на землю и начали обыскивать, потом быстро подняли и закинули в машину. В машине надели на голову вывернутую маску одного из них. Меня спросили, есть ли у меня что-то противозаконное, я ответил, что нет и никогда не было. Я стал объяснять, что я добропорядочный гражданин и что они, может, ошиблись. Они начали бить меня по голове. Один спросил меня: «Кантемир — ты?» Я ответил, что да. «Тогда мы по адресу». Другой натянул капюшон мне на маску и замотал скотчем. По дороге они задавали вопросы про какой-то «Джамаат» и «НВФ» и продолжали бить по голове. Несколько раз машина останавливалась, и они выходили перекурить. После одного такого перекура они сказали, что посовещались и решили меня не убивать из-за моего возраста (Кантемиру Желдашеву 22 года. — Е. М.). Пока ехали, один кому-то позвонил и сказал: «Готовьтесь, будет «барбекю».
Я сразу все понял. Мне было тяжело дышать, и я попросил, чтобы они сняли капюшон. Они сняли, и я стал видеть через маску, но не очень хорошо. Мы ехали по каким-то спускам, потом подъехали к чему-то, открылись ворота, мы заехали во двор. Когда мы вошли в здание, меня закинули в кабинет на первом этаже, положили на какой-то мягкий материал, типа пляжного матраса, подцепили к мизинцам провода-кольца и начали бить током, ругаясь матом. Было очень больно. В процессе пытки меня заставили оговорить Мисхожева, Балкарова, Шогенова, Кипшиева, Жугова, Текушева, Карова, Гугова и себя. Я все подписал.
Потом мне в руку положили круглый предмет и сказали, чтобы я запомнил, что за вещи будут изымать у меня из куртки и из пакета. Вывезли на улицу Осетинская, в сквер, положили меня под елку. Люди в масках сказали, чтоб я даже не думал убегать, так как сразу будут открывать огонь. Когда приехали дознаватели, у меня изъяли гранату РГД-5 и УЗРГМ-2 из правого кармана куртки, куда они ее сами и положили. Нашли целлофановый пакет с 19-ю патронами, дюбелями и селитрой, то есть деталями для изготовления взрывных устройств, который я якобы там спрятал, хотя место под елкой хорошо просматривается. У меня спросили: «Это твое?» Я ответил, что да, так как боялся за свою жизнь. Потом люди в масках посадили меня в свою машину ВАЗ белого цвета и повезли во 2-й ОВД Нальчика. Там меня завели в комнату, где сотрудник 2-го отдела сделала смыв с рук, затем дали CD-диск и сказали, чтобы я на нем оставил отпечатки пальцев. Потом завели в большой зал, дали бумаги и сказали, что адвокат, который сейчас придет, мне ничем помочь не сможет, поэтому лучше мне расписаться в бумагах. Я расписался. В сквере, где у меня якобы изъяли гранату и другие запрещенные предметы, понятых не было. Дознаватель все это оформил у себя в кабинете, а ознакомившись затем с материалами уголовного дела, я увидел, что понятые якобы при этом присутствовали, все по закону. |