Убийство Юрия Грабовского шокировало адвокатское сообщество Украины. Одна из самых обсуждаемых версий: преступление могло стать местью радикалов в связи с тем, что он защищал россиянина Александрова на суде в Киеве.
Тело адвоката было найдено закопанным вблизи города Жашков Черкасской области. Заместитель военного прокурора Анатолий Матиос накануне заявил о том, что задержаны уже двое подозреваемых в причастности к похищению и убийству Грабовского. Они указали прокурорам место, где закопали убитого адвоката. По словам Матиоса, задержанные являются гражданами Украины, один из них имел поддельное удостоверение сотрудника МВД. Как говорит Матиос, следствие (наряду с бытовыми и корыстными мотивами убийства) рассматривает версию внешней «спецоперации», очевидно, предполагая вылазку российских секретных служб.
Кроме прочего, военный прокурор связал убийство адвоката и срыв парада ЛГБТ во Львове 19 марта. Матиос повторил популярную в украинском интернет-сообществе версию, что оба события могли быть спланированы извне «для создания нужной «картинки» в свете намеченного на 6 апреля марта референдума в Нидерландах об ассоциации Украины с ЕС». При этом гей-парад был запрещен во Львове окружным судом. А информацию о находке тела умышленно убитого Грабовского обнародовала сама прокуратура Украины — непосредственно в канун голландского референдума.
Матиос является сегодня главным ньюсмейкером со стороны властей Украины в громких процессах. Комментарии его порой звучат неожиданно. «Грабовский был убит насильственным путем с достреливанием из огнестрельного оружия», — заявил он в пятницу. При этом, как отметил Матиос, похитив в начале марта Грабовского, преступники надели ему на ногу браслет со взрывчаткой, угрожая привести ее в действие, если адвокат попытается сбежать или сообщить о своем похищении. Другой удивительной подробностью, которой поделился Матиос, стали путешествия похитителей и убийц Грабовского. По словам прокурора, завладев кредитными картами и телефоном адвоката, преступники не раз обналичивали деньги с его счетов. Самого Грабовского (с браслетом на ноге) они перемещали по нескольким городам Украины, а также вместе с ним наведались в его офис в центре Киева и были там замечены несколькими людьми. Из офиса, как сообщалось, пропали бумажные копии материалов защиты Александрова. Позже, по словам Матиоса, один из похитителей отправился на египетский курорт Шарм-эль-Шейх, где от имени Грабовского делал записи в его фейсбуке и выкладывал фотографии.
Благодаря именно этому обстоятельству на Украине в первые недели царила уверенность, что похищение Грабовского было инсценировкой, срежиссированной им самим. А украинские силовики, включая самого Матиоса, не уставали говорить о связи адвокатов Ерофеева и Александрова со спецслужбами России.
Впрочем, операция российских спецслужб все равно остается среди версий, даже несмотря на очевидный непрофессионализм убийц адвоката Грабовского.
Другая версия: к убийству Грабовского могут быть причастны украинские радикально-патриотические силы, открыто обвинявшие его в предательстве в связи с защитой россиян. Адвокат россиянина Евгения Ерофеева Оксана Соколовская рассказывала «Новой газете» о том, что незадолго до исчезновения Грабовскому поступали угрозы.
«Больше чем украинских силовиков есть смысл опасаться только представителей радикальных сил, — говорила она тогда. — Иногда кажется, что у них власти уже больше, чем у государства». Адвокат Ерофеева отметила, что также получала угрозы от националистов.
Новый адвокат Александрова Валентин Рыбин в разговоре с «Новой газетой» прокомментировал наиболее обсуждаемые версии убийства. По его мнению, догадки о причастности спецслужб России и Украины не имеют под собой оснований, так как «убийство было выполнено явно непрофессионалами». Рыбин допустил, что преступление может быть связано с обстоятельствами личной жизни Грабовского, но не уточнил, кто именно из близких адвоката мог быть причастен к случившемуся.
— Должно быть, это некое трагическое стечение обстоятельств, связанное со сложностями в личной жизни Юрия. Повторю вам, если бы это были спецслужбы, то, я уверен, никаких следов оставлено бы не было, никто бы не нашел никогда его тело, — сказал Рыбин.
Помощники Грабовского рассказали, что у адвоката не было семьи. Единственный его родственник — сестра, проживающая сейчас в Израиле. Почти все свое время он посвящал работе.
|