Движение в защиту прав избирателей «Голос» представило аналитический доклад о финансовой прозрачности на выборах в 2015 году. В движении предупреждают, что из-за изъянов законодательства перед выборами в Госдуму в РФ может «появиться целая теневая отрасль экономики с оборотом в несколько миллиардов рублей». Бывший сотрудник администрации президента сказал “Ъ”, что теневая сфера существовала на выборах всегда.
«Голос» заявил о закрытости финансовой информации на выборах 2015 года — проанализировать удалось «лишь незначительную часть реальных расходов кандидатов и партий». Исследование касается официальных фондов, однако «значительная доля реальных расходов находится в тени». Так, предельный размер избирательного фонда кандидата-одномандатника на выборах в Госдуму в 2016 году установлен на уровне 15 млн руб. «При этом в политтехнологической среде уже сегодня говорится, что реальный размер фонда кандидата, претендующего на победу в округе, должен начинаться с 60–70 млн руб. и может доходить до 150 млн руб.»,— говорится в докладе. А участие в праймериз автоматически увеличивает эту сумму на 20%. «Если эта ситуация не изменится, то в этом году в России появится целая теневая отрасль экономики с оборотом в несколько миллиардов рублей»,— предупредили в «Голосе». В докладе отмечено, что предвыборная агитация «перейдет в активную фазу уже весной до официального назначения выборов, когда финансовые операции не регламентируются избирательным законодательством».
«Система, когда есть официальные счета и теневые, никуда и не исчезала,— говорит экс-сотрудник администрации президента Андрей Колядин, возглавлявший департамент региональной политики в управлении внутренней политики.— Официально оплачено 20 плакатов, на деле висит сто. Кто будет ездить и считать плакаты? Есть и черный нал — на работу с конкурентами». Эксперт отметил, что за повышение размера фонда ратуют и политтехнологи, и представители власти в регионах. «За то, что раньше было нормальным, уже сажают — даже вице-губернаторов. Люди не хотят в тюрьму,— объяснил экс-чиновник.— Почему фонд 15 млн руб., когда стоимость кампании от 50 млн до 100 млн руб.?»... |