Через два года после ухода с поста посла США в России Майкл Макфол, один из отцов политики "перезагрузки" – стратегии тесного сотрудничества с Москвой – твердо настаивает на необходимости противостояния Кремлю. В своих статьях он выступает за санкции, жесткое давление на Владимира Путина, обвиняя российского президента в создании глубочайшего кризиса в отношении Москвы и Вашингтона и проведении стратегии, противоречащей интересам России.
Я встретился с Майклом Макфолом в его офисе в Стэндфордском университете, офисе профессора политических наук, главы Института международных исследований имени Фримена Спольи и старшего научного сотрудника Гуверовского института. Макфол отвечал на мои вопросы по-русски, и я сохранил особенности его устной речи.
– Вы покинули должность посла России два года назад как раз накануне начала глубокого кризиса в американо-российских отношениях. Для вас то, что случилось в последние два года, было сюрпризом, или вы этого ожидали?
– Я ожидал плохих отношений между Америкой и Россией, я ожидал это уже два года до того, как я уехал. Все было очевидно для меня, когда я служил в качестве посла. Перезагрузка закончилась до того, как я приехал в Москву. Я попытался разбудить это, обновить это, но это не было возможно. Очевидно, Путин сам этого не хотел. Он беспокоился в первую очередь о том, что происходит внутри России, он считал неправильно, он сам об этом говорил много раз, что мы обеспечиваем оппозицию против него, и я в личном плане виноват в этом тоже. Поэтому возможность сотрудничать с Россией уже закончилась до этих событий. Но я не ожидал этого до такой степени – такого ужасного положение между Россией и Америкой... |