«Наш журналист сидит в тюрьме уже пять месяцев по ненасильственной статье, — говорил корреспондент РБК Михаил Рубин на ежегоднойпресс-конференциипрезидента России Владимира Путина 17 декабря. — Я хотел бы вам передать наше обращение с просьбой разобраться. Мы опасаемся, что речь может идти о давлении на свободу слова». Рубин спрашивал про своего коллегу, автора нескольких нашумевших расследований Александра Соколова. Его обвиняют в экстремизме, с лета 2015 года он находится в СИЗО. Соколов и его соратники предлагали решать судьбу президентов, покидающих свой пост, на референдуме: если бы народ сказал, что глава государства работал плохо, ему бы грозил тюремный срок. Корреспонденту РБК Владимир Путин заявил, что впервые об этом слышит и готов помочь. Однако прямо во времяпресс-конференциипо «делу о референдуме» был задержан еще один подозреваемый. Специальный корреспондент «Медузы»Илья Азаррассказывает, за что преследуют Соколова и его товарищей.
Лист бумаги формата A4, в шапке большими буквами напечатано: «Бюллетень суда народа над сложившим свои полномочия в 2008 году президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным». Ниже для решения судьбы президента предлагается поставить галочку в одном из пустых квадратиков — «достоин поощрения», «без последствий» или «заслуживает наказания».
Наказания президент заслуживал бы в том случае, если бы голосующие посчитали, что «за период с 2000-гопо 2008-йжизнь в России ухудшилась, и это вина сложившего свои полномочия Путина». Если бы большинство проголосовавших выбрало «наказание», то уходящий глава государства отправился бы в тюрьму — на срок, равный времени его пребывания в должности.
Такой бюллетень авторы идеи народного суда над российской властью хотели вручать избирателям вместе со списком кандидатов в президенты на выборах. Утвердить соответствующие изменения в Конституцию они предлагали на всенародном референдуме. Для этого была создана инициативная группа по проведению референдума «За ответственную власть» (ИГПР ЗОВ).
Двое из сторонников этого референдума, в том числе журналист РБК, сейчас находятся в СИЗО, а автор идеи,66-летнийпублицист и бывший главный редактор запрещенной газеты «Дуэль» Юрий Мухин — под домашним арестом.
Дело
Юрий Мухин, системный администратор Московской объединенной энергетической компании (МОЭК) Валерий Парфенов и журналист РБК Александр Соколов былиарестованы27 июля 2015 года. Причем публициста Мухиназадержалина пляже в Севастополе и прямо в плавках повезли в отделение, где ему пять часов не давали одеться.
Позже Мухин —из-завозраста и слабого здоровья — был переведен под домашний арест, а Соколову и Парфенову суд уже дважды продлял срок содержания в СИЗО,последний раз — до 22 января 2016 года.
По мнению следствия, ИГПР ЗОВ стала преемником признанной ранее экстремистской и запрещенной организации «Армия воли народа» (АВН). Ее возглавлял Мухин, и главной целью деятельности АВН с 1997-гопо 2010-йбыло проведение того же самого референдума об «ответственности власти перед народом».
Кроме того, следствие считает, что «создание инициативных групп по проведению референдума и последующее его проведение с целью внести изменения в Конституцию РФ об ответственности высших органов власти перед народом» — это лишь прикрытие: истинные мотивы ИГПР ЗОВ заключаются в «расшатывании политической обстановки в РФ в сторону нестабильности» и «смене существующей власти нелегальным путем».
Дело было возбуждено по статье 282.2 УК РФ (продолжение деятельности запрещенной экстремистской организации); оно грозит Мухину, Соколову и Парфенову тюремным заключением на срок до двух лет. Адвокат Соколова Ольга Чавдар отмечает: на этой неделе «из постановлений и экспертиз следствия» стало понятно, что обвиняемым собираются инкриминировать еще и 280-юстатью УК — публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; наказание — до четырех лет лишения свободы.
Референдум
Участники «Армии воли народа», а затем и ЗОВа еще с 1990-хгодов выступают за проведение референдума об ответственности власти, написали на эту тему несколько законопроектов; ничего преступного в своей деятельности они не видят.
На встречу со мной пришли сразу четыре сторонника организации — Кирилл Барабаш, Вячеслав Горбатый, Павел Выборнов и Виталий Шаманин. «Наша идея — покруче марксизма. Она впервые за всю историю ставит такой важнейший вопрос. Ведь пока сами избиратели не будут даватьуголовно-правовуюоценку власти, все бессмысленно — будет „что хочу, то и ворочу“», — говорит Шаманин.
По плану сторонников референдума, в УК РФ нужно ввести новый состав преступления — «ухудшение жизни народа». Негативная оценка населения снимает с президента и депутатов Федерального Собрания неприкосновенность, после чего следствие будет разбираться с ними как с рядовыми гражданами и потенциальными преступниками. «Если была, например, коррупция, то следователь еще добавит», — говорит Барабаш. Он подполковник ВВС запаса, на встречу пришел в свитере с символикой ИГПР ЗОВ.
— То есть на восемь лет в тюрьму президент после двух сроков отправляется без суда? — уточняю я.
— Как же без суда? По суду народа! — возмущенно отвечает Шаманин.
— А как же соревновательность процесса, право на защитника?
— Тут народ выступает как суд присяжных, — объясняет Шаманин.
— В УПК будет прописано, что есть особая форма суда присяжных, когда ими являются все граждане, а состязательность будет обеспечиваться в ходе его срока правления, — добавляет Барабаш.
По словам Барабаша, предложение «дает власти почувствовать, кто в доме хозяин».
— Напрасно нашу идею представляют как излишне жестокую, ведь есть другие варианты, не так все мрачно, — добавляет Горбатый.
— Не слишком ли ваша идея популистская? — спрашиваю я.
— Она потому звучит популистски, что очень интересна большой массе людей. Странно, что ее власти не хотят использовать, — отвечает Горбатый.
Я спрашиваю у сторонников референдума о возможных фальсификациях на выборах — не каждый же президент рискнет на самом деле отдать себя во власть народа. Они легко соглашаются, что референдум — это идея на будущее. «Эта бумажечка не является панацеей от всех бед, просто с ней будет лучше. Эта штука не избавит нас от тех, кто в Кремле. Как бороться с нынешней мерзотой, которая страну разваливает — это вопрос отдельный. Мое личное мнение, что во власти порядочных людей не осталось, и тех, кого крутят по телеку, нужно немедленно арестовать, но это мое мнение, никак не связанное с нашей концепцией», — отвечает Барабаш.