Как известно, интереснее всего наблюдать за наблюдающими, особенно если они особо заинтересованы. Другая народная мудрость гласит, что наблюдать за тем, как кто-то делает свою работу, можно бесконечно — например, работу Следственного комитета.
Когда был взят под стражу губернатор Сахалинской области, это вызвало некоторое оживление и отдельные реплики на тему региональных традиций: от Соньки — «золотой ручки» к Саньке — «бриллиантовой ручке». Пардон за фамильярность, но это тоже народное творчество.
Совсем другое дело — реакция публики на задержание и арест целой группы чиновников и бизнесменов, включая главу Коми, обвиненных не только в коррупции, но и в организации преступного сообщества. В этом случае спектр откликов был самым широким — от обвинений или, наоборот, приветствий наступления нового «37 года» до не менее привычных пикейно-жилетных умозаключений о подковерной борьбе олигархов.
Самое удивительное и печальное, что никому в голову не пришла самая простая и прямолинейная разгадка этого нового «фокуса власти»: если профессионалам оперативных служб и следствия просто дать делать свое дело, не втягивая их в политику и ограждая от политических влияний, то скорее рано, чем поздно, общество получит необходимый результат в виде раскрытых дел, в том числе и самых сложных. Вот и весь секрет.
И кстати, более всего насмешил вброс о якобы сверхсекретной группе следователей, работающих в регионах по коррупции, имена которых даже их начальство не знает. Но при этом авторам вброса удалось взять у них интервью. Уже смешно, особенно для знакомого с нормами УПК РФ, определяющими права и порядок работы следователей «от и до».
Впрочем, если целью вброса было еще больше напугать коррупционеров, чтобы они завибрировали и начали суетиться, делать ошибки, то в какой-то степени авторам это удалось. Потому что сложно придумать более фееричное «хождение по граблям», чем было продемонстрировано в телепрограмме «Момент истины» от 28 сентября, посвященной работе Следственного управления СКР в Ульяновской области.
Я не буду тратить время на детальное опровержение всех претензий к следователям, а просто обрисую контекст, из которого все и так становится ясным. Как в классике детектива — я буду рассказывать, как было дело, а соучастникам останется только кивать в ответ.
Как известно, уголовные дела в отношении депутатов возбуждает только Следственный комитет. Именно для того, чтобы исключить любое политическое влияние. Когда такое дело по обвинению в крупной неуплате налогов возбудили против одного из депутатов Заксобрания Ульяновской области, кому-то из высокопоставленных партнеров и покровителей это не понравилось, как и вся предыдущая активность следствия в регионе.
Вероятно, из опасений появления новых дел и новых фигурантов попытались повлиять на руководителей следствия кулуарно — не вышло. Тогда вдруг с какого-то перепуга решили оказать давление на следствие по каналам массовой информации, привычными на выборах или в разборках бизнеса методами «черного пиара». |